Дневник путешественника - 4 |
Выставка «Дневник путешественника», открывшаяся
18 декабря в екатеринбургском Доме ученых — уже четвертая по счету и может
считаться традиционной: она проходит раз в два года. Мне кажется, что во
многом именно благодаря тому, что в репертуаре сохраняются определенные
темы, в ДУ и сложился костяк авторов, делающих погоду любого фотовернисажа.
Остальные участники просто вынуждены подтягиваться к уровню раскрытия темы —
поэтому фотовыставки в особняке Железнова сейчас одни из сильнейших в
городе.
Конечно, прежде всего обращают на себя внимание
два больших цикла, размещенные организаторами по торцевым стенам зала. Это
серия работ Е. Пушкарева «Озерная зона Монголии — земля обетованная»,
снабженная развернутыми комментариями к каждому снимку (действительно,
дневник путешественника!) и «Нарышкинское барокко на Урале. Детали» Р.
Поморцева. Последняя ценна еще и тем, что автор нашел совершенно незнакомый
широкому зрителю изобразительный пласт буквально «под боком»: в кадре
Соликамск, Чердынь, Ныроб, Усолье — города допетровской эпохи, не только
уникальные для Урала, но и, кажется, почти не тронутые разрушающим временем.
В. Гудков порадовал почти монохромным
(черно-белые и тонированные снимки) циклом работ о Гейдельберге. Его работы
изысканно графичны и блестяще выстроены композиционно, а тематика
охватывает, кажется, весь возможный спектр видения этого значимого для
ученого места — от романтичных средневековых руин до современной городской
улицы. Сильная подборка у М. Янченко, который и в этот раз остался верен
теме уральского пейзажа.
А. Скрипов, всегда выставляющий снимки
безупречного качества, на этот раз сместил центр внимания с архитектурного
пейзажа на людей в этом пейзаже. Но даже уличные сценки (то, что на языке
фотографов называется «жанровый снимок») в его работах не теряют
узнаваемости — они так же подчеркнуто отстраненны и по-хорошему красочны и
иллюстративны. Я всегда говорил, что фотографии Александра Владимировича
способны украсить любой полноцветный журнал. Может быть, в связи с проектом
издания Русским географическим обществом журнала «Природа и люди» («наш
ответ Неншел Джиографик»), стоит обратить внимание на академическую
фотографию? На одной этой выставке готового материала — на половину роскошно
оформленного номера, по самым скромным оценкам.
Очень разные, но одинаково композиционно
сложные работы представили математики — В. Костоусов и Вл. Кабанов. Плотный,
насыщенный цвет выделяет снимки впервые участвующей в «Дневнике» Н.
Петровой… Впрочем, о каждой фотографии можно было бы написать отдельный
абзац, да и не один — но тогда не хватит на газетной полосе места для самих
фотографий.
Выставка продлится до середины января. Успеете
посмотреть — право, не пожалеете.
И. Дерягин. Брестская крепость.
Е. Пушкарев. Монголия.
В. Костоусов. Шуга на горной реке. Сихотэ-Алинь.
В. Гудков. Гейдельберг.
Р. Поморцев. Нарышкинское барокко. Троицкий собор в Соликамске.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Декабрь 2009 г. № 29-30 (1008) |
25.12.09