На рубеже столетий - о границах философии и её языка |
Спустя год после первой, вновь в марте,
на философском факультете Уральского государственного университета им. А.М.
Горького состоялась вторая всероссийская научная конференция молодых ученых
«Философия XX века: рубеж столетий». Если в прошлом году подзаголовок
предлагал обсудить «проблемы, тенденции, перспективы», то «рубеж столетий»,
похоже, призывает уже подвести некоторые итоги и заглянуть в новый век.
…Хотя, как согласились участники пленарного
заседания, живем мы, пожалуй, еще «внутри» философии века минувшего, и нам в
ней достаточно комфортно. Но всe же ход времени неумолим, и будущее
философии в какой-то мере закладывается — замышляется — на таких вот
встречах, в общении совсем молодых еще людей, представляющих на суд
товарищей свои первые опыты. Программу конференции составили сообщения
студентов, магистрантов, аспирантов философских, психологических и
культурологических факультетов и других специалистов из 10 российских
городов, в том числе Екатеринбурга, Перми, Казани, Санкт-Петербурга,
Новосибирска.
В зале ученого совета университета будущих
докладчиков первым приветствовал декан философского факультета доктор наук
А.В. Перцев, определивший роль философии в нынешнем обществе как миссию по
сохранению рода человеческого. Точнее — вида Homo sapiens, чьи умственные
способности способны, среди прочего, стремительно деградировать, утрачивать
дар абстрактного мышления в результате сокращения роли письменности и
чтения, повсеместной подмены текста «картинкой» и т.д. Сочетание «нового
варварства», царящего в массовом сознании, с технологизацией всего и вся
открывает перед человечеством вряд ли радужные перспективы, поэтому, по
словам А.В. Перцева, философы сегодня должны покинуть «башню из слоновой
кости», то есть научиться и себя защищать, и на вызовы времени реагировать
мгновенно, а то и упреждающе. С приветственным словом выступил также ректор
УрГУ Д.В. Бугров, пожелавший, чтобы философы, как им собственно и положено,
«на этой конференции еще на один шаг приблизились к истине».
Пленарные выступления также в определенной мере
были «установочными», поскольку и С.А. Никитин (кафедра социальной философии
УрГУ), озаглавивший свои тезисы «Ясный взгляд и прямая речь», и Л.М.
Немченко (кафедра этики, эстетики, теории и истории искусства) в докладе
«Роль демифологизации в современной культуре» говорили, в сущности, об одном
— о необходимости, принципах и средствах обновления языка философии да и
вообще гуманитарных дисциплин. По словам С.А. Никитина, философия,
стремящаяся к ясному, объективному видению предметов и явлений, нуждается в
особом языке. Но в ситуацию рождения языка, «называния мира» нам уже не
попасть, вещи названы до нас, мы с рождения попадаем во власть «общего»
языка, на котором трудно, подчас невозможно выразить нечто свое. А ведь
«прямая речь» — это речь собственная, и «ясность взгляда» достигается только
в борьбе против устоявшихся формулировок в языке и мышлении. По мнению Л.М.
Немченко, обратившейся к ситуации в современном искусстве, для художника (а
значит, и для критика) орудием обновления взгляда на мир является
демифологизация, очищение того или иного объекта от наслоений устоявшихся
представлений, определений и оценок, от мифов, к которым вообще склонно
общественное сознание. Стратегиями демифологизации (которая «должна стать
практикой современной жизни») в свою очередь становятся интимизация
(способность максимально приблизить «чужое», сделать его «своим»),
деструкция и деконструкция, используемые, в частности, в экспериментальных
театральных постановках.
В течение трех дней в рамках конференции
работали секции: «Дискурсивное измерение современной философской
антропологии», «Философия культуры, этики, эстетики в XX в.», «Религиозные
основы человеческого существования в культуре XX века», «Социальная
философия в XX в.». Новыми по сравнению с прошлогодней программой стали темы
секционного заседания «Философия истории философии» и круглых столов —
«Парадоксы толерантности» и «Ускользающее Бытие: формирование неклассической
онтологии». Причем в большинстве докладов силен был именно
«антропологический» элемент, связывающий различные философские проблемы
непосредственно с человеческим существованием: «Время как антропологический
феномен» (А.О. Шептунов), «Язык кино как инструмент социализации индивида»
(Д.А. Безуглов), «Самореализация личности как социально-философская
проблема» (К.А. Мантурова) и др.
Конечно, прозвучали не все 44 заявленных в
программе сообщения, однако по итогам каждой секции были названы лучшие
работы, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции. Были и
лидеры обсуждения, фавориты «зрительских симпатий». Например, А.К. Вагнер из
Екатеринбурга свой доклад «Роль культурной практики в процессах
межкультурной коммуникации: на примере гунфуча» сопроводил демонстрацией
основных этапов традиционной китайской чайной церемонии, создав тем самым,
возможно, ту самую неформальную ситуацию, в которой восприятие получает
импульс к обновлению, а философ приближается-таки на шаг к истине…
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Апрель 2010 г. № 7-8 (1014) |
08.04.10