Школа сотрудничества |
15–19 марта в Екатеринбурге прошла XI Уральская
молодежная научная школа по геофизике, организованная на базе Института
геофизики УрО РАН при поддержке Уральского отделения, Пермского
государственного университета, Уральского отделения Евро-Азиатского
геофизического общества, Российского фонда фундаментальных исследований.
В состав оргкомитета школы вошли академик М.И.
Эпов (Сибирское отделение РАН), академик Ю.Г. Леонов и доктор
геолого-минералогических наук Н.Б. Кузнецов (Геологический институт РАН),
члены-корреспонденты РАН П.С. Мартышко и В.И. Уткин (Институт геофизики УрО
РАН), член-корреспондент РАН А.А. Маловичко (Геофизическая служба РАН),
член-корреспондент РАН Б.И. Чувашов (Институт геологии и геохимии),
председатель УрО Евро-Азиатского геофизического общества И.И. Глухих. Более
100 исследователей различных геофизических и геологических специальностей
обсудили широкий круг вопросов современной геофизики: глубинное строение
земной коры, проблемы интерпретации геофизических полей, геодинамики,
тепловое поле земли, сейсмометрические, магнитометрические,
электрометрические, экологические исследования, а также новые методы и
гипотезы, основанные на новейших геофизических данных.
География приглашенных докладчиков простиралась
от Санкт-Петербурга до Сахалина, приехали специалисты из стран ближнего
зарубежья: Армении, Казахстана, Киргизии и Украины. Традиционно основными
участниками школы были студенты и молодые специалисты из Перми и
Екатеринбурга.
Молодежный форум приветствовали председатель
оргкомитета, директор Института геофизики член-корреспондент П.С. Мартышко,
советник РАН член-корреспондент В.И. Уткин, директор Института горного дела
УрО РАН доктор технических наук С.В. Корнилков и советник РАН
член-корреспондент В.Л. Яковлев.
Ведущие специалисты прочитали на школе лекции:
«Ранняя предыстория Арктики: современное состояние, достижения и проблемы»
(Н.Б. Кузнецов, ГИН РАН, Москва), «Решение нелинейной обратной задачи
гравиметрии монтажным методом и оценка достоверности полученных результатов»
(А.С. Долгаль, Горный институт УрО РАН, Пермь), «Основные тектонические
структуры зоны сочленения Восточно-Европейской платформы и Уральского
подвижного пояса» (Б.И. Чувашов, ИГГ УрО РАН, г. Екатеринбург), «Развитие
петротермальной энергетики России» (Н.А. Гнатусь, ГИН РАН, Москва), «ЯМР-релаксометрия
в геологических исследованиях» (Ю.К. Доломанский, Институт геофизики УрО
РАН, Екатеринбург).
Маститые ученые охотно делились с научной
молодежью своим опытом и знаниями, заряжали оптимизмом и желанием заниматься
научными исследованиями. Было приятно видеть, насколько вырос уровень
молодежных докладов как по оформлению и представлению, так и в научном
плане. Большинство участников школы хорошо разбираются в том, о чем говорят,
уверенно отвечают на вопросы как «школьников», так и старших коллег, активно
участвуют в дискуссии.
Хочется отметить интересные доклады Е.В.
Агеенкова (ООО «СГНПК», Иркутск), И.В. Голубевой (ИГ УрО РАН), А.В. Козловой
(ФГУНПП «Севморгео», Cанкт-Петербург), Ю.В. Варлашовой (ГИ УрО РАН), А.Л.
Замятина (ИГД УрО РАН), А.В. Мичурина (ГИ УрО РАН), которые многие годы
участвуют в уральской школе и передают свой опыт более молодым коллегам.
Традиционно в день открытия школы прошел
товарищеский ужин, после которого многие становятся хорошими друзьями. В
рамках культурной программы участники посетили Екатеринбургский
драматический театр, мужской монастырь в честь Святых Царственных
Страстотерпцев на Ганиной Яме, границу Европы и Азии на Новомосковском
тракте.
Подводя итоги школы, П.С. Мартышко пожелал
молодым специалистам плодотворно сотрудничать с уральскими геологами и
геофизиками, развивать междисциплинарные исследования, активнее участвовать
в работе журнала «Уральский геофизический вестник» — одном из немногих
научных журналов, в которых обсуждаются вопросы современной геофизики.
Высокий уровень докладов, лекции ведущих
специалистов в разных областях геологии и геофизики, хорошая организация,
теплота и забота принимающей стороны привлекают все больше участников на
Уральскую молодежную геофизическую школу. Ведь побывав здесь однажды,
хочется вернуться еще раз.
|
НАУКА УРАЛА |
16.04.10