Слово об учителе

 

 

Павел Леонидович Горчаковский — академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор. Завораживает…. Наверное, каждый из нас мечтает собрать такие регалии. Наводя порядок в бумагах, нет-нет, да и найдешь листочки, правленые его рукой. Завидуешь сама себе, когда понимаешь, что не просто знала, общалась, работала, но и училась у этого человека. Спрашиваешь себя: что же сделал П.Л. для тебя лично? Все просто: он изменил всю жизнь, он подарил самую интересную работу на свете! Просыпаешься с мыслью: «Хочу все знать»! Сегодня по этой теме, потом по другой. И так каждый день, без выходных и отпуска, потому что работа и хобби слились воедино. Скажете, не бывает? Попробуйте — и вам понравится! Это настроение и этот запал — от него!
 

Встреча в шумном трамвае… П.Л. — 87 лет. В его руках толстый томик. На обложке «Логика». Удивляешься — зачем это нужно в таком возрасте?
 

Лето. Раннее утро на Миассово. Всего-то 6 часов. П.Л. босиком и в шортах идет к берегу. Ежедневный трехразовый заплыв практически в любую погоду. Потрясает… А мы все думаем про себя, что — бессмертные.
 

Опять Миассово. Вечер. Обсуждаем на крыльце, сидя на ступеньках, очередную главу, отгоняем друг от друга комаров, наблюдаем и смеемся над тем, как наглая мышь ворует с грядки укроп, а потом застревает с пучком, пытаясь пролезть под фундамент дома. Умиротворение….
 

Он никогда не мешал инициативе, позволял пробовать разные методы и придумывать что-то свое. Он учил самостоятельности и учил задавать природе вопросы. А как великолепно умел это делать сам!
 

Зоологи в институте удивлялись тому, как в течение многих лет П.Л. на маленькой территории заповедника все придумывал и придумывал новые темы для ботанических диссертацией, одну интересней другой.
 

Мы часто спрашивали П.Л. о том, кого из учеников он любит больше. Ответ был всегда один: «Последних». Не понимая до конца смысла (так как в тот момент и были последними), мы начинали сбивчиво увещевать, что аспирантов будет еще много-много, а значит, жить ему долго-долго. И только сейчас оцениваешь сказанное. Он, конечно же, любил и гордился всеми, но последние были самые «маленькие», с ними было больше забот, и им больше всех нужна была его поддержка. П.Л. внимательно слушал нашу глупую болтовню, отвечал на вопросы, подсказывал, помогал не только словом, но и делом: «выбивал» машины на полевые, лодки, домики, деньги на поездки, книги и оборудование. А сам при этом наслаждался «суматохой», царившей вокруг. Мы звали его: «наш шеф», «наша крыша». И когда на очередной аттестации вдруг возникал «злой» вопрос, аспирант терялся, а в воздухе повисала гнетущая тишина, П.Л., поерзав на стуле, тихо говорил: «Так можно»… Но мы не злоупотребляли авторитетом академика. Наоборот, это была большая ответственность: было стыдно лениться, мямлить на «молодежках», «плавать» на экзаменах и аттестациях. Разве можно позорить «шефа»? Все стремились быть лучшими, как он!
 

Народная мудрость гласит: человек уходит, но память о нем остается в его добрых делах. Феномен и величие П.Л. Горчаковского как ученого состоит не во множестве открытий, запечатленных в книгах и статьях, а в его школе! Десятки учеников (кандидатов и докторов наук) в разных уголках нашей большой страны задают вопросы природе, находят ответы, получают знания, необходимые для развития и процветания новой России!
 

….Рядом с монитором маленькая фотография в рамке. Каждый день на меня смотрят мудрые и добрые глаза. Когда не хватает красивых фраз для очередного введения, когда не понимаешь, что получилось и как должно быть, — снова и снова перечитываешь П.Л. Он не просто помогает зарабатывать на жизнь, он помогает жить!
 


Н. КУЯНЦЕВА,
кандидат биологических наук
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Май 2010 г. № 12 (1017)

18.06.10

 Рейтинг ресурсов