Слово об учителе |
Павел Леонидович Горчаковский — академик РАН,
заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор.
Завораживает…. Наверное, каждый из нас мечтает собрать такие регалии. Наводя
порядок в бумагах, нет-нет, да и найдешь листочки, правленые его рукой.
Завидуешь сама себе, когда понимаешь, что не просто знала, общалась,
работала, но и училась у этого человека. Спрашиваешь себя: что же сделал
П.Л. для тебя лично? Все просто: он изменил всю жизнь, он подарил самую
интересную работу на свете! Просыпаешься с мыслью: «Хочу все знать»! Сегодня
по этой теме, потом по другой. И так каждый день, без выходных и отпуска,
потому что работа и хобби слились воедино. Скажете, не бывает? Попробуйте —
и вам понравится! Это настроение и этот запал — от него!
Встреча в шумном трамвае… П.Л. — 87 лет. В его
руках толстый томик. На обложке «Логика». Удивляешься — зачем это нужно в
таком возрасте?
Лето. Раннее утро на Миассово. Всего-то 6
часов. П.Л. босиком и в шортах идет к берегу. Ежедневный трехразовый заплыв
практически в любую погоду. Потрясает… А мы все думаем про себя, что —
бессмертные.
Опять Миассово. Вечер. Обсуждаем на крыльце,
сидя на ступеньках, очередную главу, отгоняем друг от друга комаров,
наблюдаем и смеемся над тем, как наглая мышь ворует с грядки укроп, а потом
застревает с пучком, пытаясь пролезть под фундамент дома. Умиротворение….
Он никогда не мешал инициативе, позволял
пробовать разные методы и придумывать что-то свое. Он учил самостоятельности
и учил задавать природе вопросы. А как великолепно умел это делать сам!
Зоологи в институте удивлялись тому, как в
течение многих лет П.Л. на маленькой территории заповедника все придумывал и
придумывал новые темы для ботанических диссертацией, одну интересней другой.
Мы часто спрашивали П.Л. о том, кого из
учеников он любит больше. Ответ был всегда один: «Последних». Не понимая до
конца смысла (так как в тот момент и были последними), мы начинали сбивчиво
увещевать, что аспирантов будет еще много-много, а значит, жить ему
долго-долго. И только сейчас оцениваешь сказанное. Он, конечно же, любил и
гордился всеми, но последние были самые «маленькие», с ними было больше
забот, и им больше всех нужна была его поддержка. П.Л. внимательно слушал
нашу глупую болтовню, отвечал на вопросы, подсказывал, помогал не только
словом, но и делом: «выбивал» машины на полевые, лодки, домики, деньги на
поездки, книги и оборудование. А сам при этом наслаждался «суматохой»,
царившей вокруг. Мы звали его: «наш шеф», «наша крыша». И когда на очередной
аттестации вдруг возникал «злой» вопрос, аспирант терялся, а в воздухе
повисала гнетущая тишина, П.Л., поерзав на стуле, тихо говорил: «Так можно»…
Но мы не злоупотребляли авторитетом академика. Наоборот, это была большая
ответственность: было стыдно лениться, мямлить на «молодежках», «плавать» на
экзаменах и аттестациях. Разве можно позорить «шефа»? Все стремились быть
лучшими, как он!
Народная мудрость гласит: человек уходит, но
память о нем остается в его добрых делах. Феномен и величие П.Л.
Горчаковского как ученого состоит не во множестве открытий, запечатленных в
книгах и статьях, а в его школе! Десятки учеников (кандидатов и докторов
наук) в разных уголках нашей большой страны задают вопросы природе, находят
ответы, получают знания, необходимые для развития и процветания новой
России!
….Рядом с монитором маленькая фотография в
рамке. Каждый день на меня смотрят мудрые и добрые глаза. Когда не хватает
красивых фраз для очередного введения, когда не понимаешь, что получилось и
как должно быть, — снова и снова перечитываешь П.Л. Он не просто помогает
зарабатывать на жизнь, он помогает жить!
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Май 2010 г. № 12 (1017) |
18.06.10