Новый дом для невьянской иконы |
Более 10 лет в Екатеринбурге существует
один из трех в России частных музеев подобного рода — Музей «Невьянская
икона». Накануне открытия обновленной экспозиции по новому адресу
(поблизости от Областной публичной библиотеки им. Белинского) состоялась
пресс-конференция с участием основателя музея Е.В. Ройзмана и его директора,
историка М.П. Боровика.
Старейшая из ныне известных датированных
невьянских икон («Богоматерь Египетская») была создана в 1734 г., последняя
(«Спас Вседержитель») — в 1919 г. В музее есть и более ранние образцы,
установлено, что писали в русле этой школы вплоть до середины прошлого века,
но время ее расцвета специалисты ограничивают рубежом XVIII–XIX вв. Невелик
и «ареал» происхождения икон — область Горнозаводского Урала, включающая
Невьянск, Нижний Тагил, Черноисточинск, Красноуфимск, Кыштым. Возникшая в
старообрядческой среде, как известно, развивавшейся во всех своих
проявлениях «на особицу», писавшаяся строго на заказ, чтобы «жить» в
основном в семьях состоятельных заводчиков и купцов-старообрядцев,
невьянская икона — настоящий феномен духовной жизни, искусства и в целом
истории Урала, одна из признанных вершин иконописи в России.
В научный оборот термин «Невьянская школа
иконописи» введен в 1997 г., и главная заслуга музея — именно
последовательное развитие исследовательской деятельности. В 2002 г. вышел
первый выпуск «Вестника музея «Невьянская икона»», в этом году — третий.
Традиционно основной корпус публикаций в нем составляют работы историков,
искусствоведов, археографов из Уральского государственного университета, а
также Уральского отделения РАН, есть устойчивые связи со столичными
коллегами. К настоящему времени на основе фондов музея подготовлены и изданы
альбомы «Невьянская икона», «Уральская икона» (с обширным каталогом и
уникальным указателем иконописцев), «Красноуфимская икона». На очереди —
новый большой каталог музея и издания, специально посвященные иконописи в
Нижнем Тагиле и на Южном Урале.
На пресс-конференции Е.Б. Ройзман, чья
коллекция легла в основу этого собрания, рассказывал не только о музее, но и
об истории приобретения, атрибуции и реставрации отдельных икон, среди
которых немало единственных в своем роде. Да и практически каждая икона
здесь — не «единица хранения», а памятник истории. Со своей судьбой и своим
лицом. Нередко лицо — лик — буквально изувечен. И не временем, а пулей,
клинком… рукой существа, потерявшего человеческий смысл и облик. При музее
работает реставрационный центр, но есть, по-моему, необходимость оставить
некоторые «раны» незалеченными — сохранить в памяти и это…
На сегодняшний день в музее хранится более 600
атрибутированных икон невьянской школы, экспонируется около 300, а рядом с
ними — старообрядческие книги, произведения знаменитой пермской деревянной
скульптуры. Этажом ниже, возможно, будут выставляться картины современных
художников Екатеринбурга. В добрый час!
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Май 2010 г. № 13 (1018) |
24.06.10