Жить по синергии |
5 июня в Москве состоялась рабочая
встреча председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с
министром образования и науки России А.А. Фурсенко. В ее ходе обсуждались
прежде всего вопросы интеграции вузовской и академической науки, а также
подготовка к запуску проекта нового Дальневосточного университета. Кроме
того, премьера интересовал вопрос о том, как наши вузы готовы к работе с
выпускниками школ. Полный текст стенограммы состоявшейся беседы опубликован
на интернет-портале Правительства РФ. Предлагаем вашему вниманию первую ее
часть, где речь идет о проблемах, живо волнующих наших читателей.
В.В. Путин: Андрей Александрович!
У нас сейчас осуществляется несколько программ по созданию и укреплению
федеральных университетов, исследовательских университетов. Разработана
программа поддержки вузовской науки и вообще образования. Вы знаете, недавно
я был в Академии наук. В целом неплохо идет работа и по поддержке
академической науки, но в Академии наук услышал озабоченность, связанную с
тем, что, как считают ученые, в последнее время наблюдается некоторое
противопоставление вузовской науки академической. В этой связи хотел бы
обратить Ваше внимание на то, что у нас — и Вы это хорошо знаете — в
Советском Союзе, да и в России, основные средства всегда вкладывались в
академическую науку. Я думаю, что вполне обоснованно то, что сейчас
министерство делает при поддержке правительства: поддерживает и вузовское
образование, и вузовскую науку. Но, разумеется, оба эти направления должны
гармонично развиваться, вести к определенной, как сейчас модно говорить,
синергии, давать общий хороший результат, ни в коем случае не должны быть
противопоставлены друг другу. Первый вопрос как раз и заключается в этом —
как министерство планирует организовать эту работу по двум направлениям? И
потом еще вопрос, связанный с подготовкой к запуску проекта по
Дальневосточному университету.
А.А. Фурсенко: По синергии.
Несколько лет тому назад, Владимир Владимирович, Вы подписали закон об
интеграции науки и образования, где были сняты все барьеры между наукой и
образованием, устранены искусственные препятствия к тому, чтобы создавать
базовые кафедры в академических институтах и лаборатории академических
институтов в университетах.
То есть законодательно мы сняли какие бы то ни
было препятствия к взаимодействию. Более того, могу сказать, что когда мы
отбирали национальные исследовательские университеты — конкурс был, — то в
составе конкурсной комиссии примерно третью часть составляли представители
Академии наук, наши ведущие ученые. Именно они определяли, какие
университеты следует поддержать. В качестве критериев они подчеркивали
именно необходимость более тесной связи с фундаментальной наукой академии. И
не случайно одним из победителей конкурса стал академический университет,
который Вы хорошо знаете, — возглавляемый Жоресом Ивановичем Алферовым.
Несмотря на то что это очень необычный университет (в нем мало ребят, и
начинает он учить только с магистратуры), он оказался среди победителей и
вместе со всеми остальными составляет эту сеть.
Поэтому я считаю, что противопоставления нет, —
есть желающие поговорить об этом. Но на самом деле это абсолютно
деструктивно — не только противопоставление, если бы оно было, но и сами
разговоры об этом.
В.В. Путин: Понятно. То есть
позиция министерства заключается в том, что...
А.А. Фурсенко: ...что только
совместная работа может дать реальный результат. Но при этом очень важно,
чтобы вузы действительно были равноправными и сильными игроками в области
проведения исследований.
Внутренняя конкуренция важна не только для
вузов — она важна и для Академии наук, потому что должна быть жесткая и
честная конкуренция. И в этом плане могу сказать, что финансовая поддержка
академии, на мой взгляд, ничуть не уступает.
Мы оценивали ситуацию с победителями конкурсов
в рамках федеральных целевых программ. Академические институты участвуют там
примерно в том же объеме, что и различные университеты, высшая школа. Хотя,
как Вы знаете, университетов у нас сегодня больше, чем академических
институтов, и они более активно участвуют в федеральных целевых программах,
потому что часть академических институтов, к сожалению, зациклена на своем
внутреннем финансировании, считая, что участвовать в каких-то конкурсах не
так и обязательно.
Большая часть академических институтов
участвует в конкурсах, которые проводят наши фонды — Российский фонд
фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. И там
большинство победителей — это как раз представители академической науки.
Поэтому я думаю, что разговоры о противопоставлении — искусственные. Иногда
их ведут те люди, которые по тем или иным причинам не смогли выиграть
конкурс, а иногда — те люди, которые не хотят участвовать в этих конкурсах,
потому что считают, что деньги должны давать просто так. Это тоже есть, к
сожалению. Хотя могу сказать, к счастью, самые сильные академические
институты участвуют и побеждают.
В.В. Путин: Мы разговаривали с
президентом Академии наук по поводу участия академии в запуске проекта
нового Дальневосточного университета на острове Русский, который должен
состояться после проведения АТЭС. Как идет работа?
А.А. Фурсенко: Там есть одна
проблема, которая связана с тем, что кандидатура на должность ректора этого
университета — мы как раз хотели бы, чтобы она «пришла» не из высшей школы,
а именно из Академии наук... Мы даже обращались в академию с просьбой дать
нам кандидатуры, но люди из академических институтов хотели бы остаться у
себя на работе. В этом и есть проблема. Я могу сказать, что на самом деле
там, куда приходят люди из академии и возглавляют работу вузов, есть
результат. Вот, например, Сибирский федеральный университет возглавил
известный академик Ваганов — человек с очень хорошей научной репутацией. Он
пришел из Академии наук. Я считаю, что именно поэтому Сибирский федеральный
университет сегодня является одним из лидеров среди университетов новой
формации.
В.В. Путин: Нужно продолжить
усилия по формированию не только кадрового состава будущего Дальневосточного
университета, но и по созданию концепции его развития. Мало построить здания
— нужны интеллектуальное сопровождение и наполнение.
А.А. Фурсенко: Концепцией мы
занимаемся очень активно. Сегодня высшая школа на Дальнем Востоке, пожалуй
как нигде в России, интегрирована с Академией наук. И высокое качество
целого ряда факультетов, кафедр определяется тем, что во главе их стоят
заведующие лабораториями, директора академических институтов — люди с очень
хорошей научной репутацией. Их возможности видны и молодым ребятам, они
тянутся за ними. Вы помните, Вы встречались с некоторыми их представителями.
И они говорят, что это взаимодействие высшей школы и академии и определяет
как успех Дальневосточного отделения Академии наук, так и достаточно хорошее
качество университетов на Дальнем Востоке. Это тоже одно из доказательств
того, что это противопоставление искусственно и деструктивно…
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2010 г. № 15 (1020) |
05.07.10