Национальный образ мира: аспекты и грани |
Литература Урала: История и современность: Сб.
статей. Вып. 5. Национальные образы мира в региональной проекции /Рос.
академия наук. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург:
Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 562 с.
Всероссийская научная конференция, материалы
которой собраны в этом выпуске продолжающегося издания научных трудов,
прошла в Екатеринбурге в октябре прошлого года (см. в «Науке Урала» № 26-27
за 2009 г. обзор докладов, подготовленный Е.К. Созиной). Если конференция по
сути своей — это слушание и обсуждение, восприятие, а затем умозаключения «с
голоса», то издание книги — это фиксация «речевого потока», возможность
охватить взглядом целое, еще раз подвести итоги.
На территории Урала (а если посмотреть
несколько шире — Поволжья, Урала и Сибири) издавна сложилась
многонациональная общность, которая, впрочем, постоянно меняется. Миграции в
различных направлениях не прекращались здесь никогда, никогда не было
недостатка в разнообразных культурных влияниях, встречающихся,
пересекающихся и взаимодействующих в этом «котле народов». Авторы работ,
представленных на конференцию, ставят себе задачу проследить, как такая
историческая и геополитическая ситуация проецируется на литературный
процесс, каковы специфические особенности существования и развития во
времени как «миров» отдельных авторов, так и в целом литератур различных
народов: русских, коми, удмуртов, марийцев, народов Севера, башкир (в
докладе В.В Блажеса подробно прослеживаются тюркские и исламские истоки
башкирской литературы, старейшей на Урале).
Аспектами рассмотрения истории и современных
тенденций в литературе на этот раз стали отражение в произведениях
национального самосознания, геопоэтика и геомифология отдельных мест,
проблемы перевода, этнографическая составляющая наследия русских писателей,
внесших вклад в изучение и описание жизни и быта других народностей региона.
В работе над многолетним проектом по созданию академической «Истории
литературы Урала» особую важность приобретает изучение межнациональных
взаимодействий, многолетнего тесного соседства этносов на данной территории.
«…Пока народ существует изолированно, — писал Г.Д. Гачев, — он не имеет
возможности иметь национальное самосознание. Оно начинается лишь в актах
сравнения с другими народами, которые предлагают собой многостороннее
зеркало данному народу для многогранного познания самого себя в рефлексии».
Присутствуют в книге и традиционные для
конференции темы: история и сегодняшний день литературы Урала, творчество
отдельных авторов и отдельные произведения, периодическая печать,
литературная жизнь и некоторые «граничащие» с литературой явления (в
сообщениях «Рекламный текст начала XX века» М.В. Славутиной и Ю.Е.
Серебряковой, «Образ Екатеринбурга в медийном дискурсе: динамика актуальных
смыслов» Е. Дуреко).
Однако формообразующим «ядром» для сборника
служит все-таки тема литературной интерпретации национальных образов мира.
Картина мира, образ мира определяют национальное самосознание, тесно связаны
с местоположением этноса, историческими корнями. Анализ сложившегося на
определенном этапе в массовом сознании образа мира помогает понять и
философию человека, его место и роль в иерархии мифопоэтических образов, а
кроме того психологию какого-либо социального явления или характерной эпохи
(таков включающий множество цитат из редких теперь источников доклад Ю.С.
Подлубновой «Поэтические письма народов товарищу Сталину: советская
интерпретация национального образа мира»). В наши дни интерес к
традиционному образу мира в стихах, прозе, драматургии обусловлен
обновлением национальной проблематики, острой необходимостью в
самоидентификации и стремлением понять истоки своего народа, его верований и
культуры (эти тенденции рассматривает, например, В.Л. Шибанов в докладе «Этнофутуризм
как современная тенденция в развитии национальных культур Урало-Поволжского
региона). Вполне оправданным выглядит и включение в сборник
иллюстрированного репродукциями сообщения Э.М. Колчевой «Образ Мирового
древа в творчестве современных марийских художников», где «мифология
становится не только фундаментом самопознания своего родного народа, но
также и ключом к коллективной памяти финно-угров в целом. Мифы — это
«острова» в море культуры и истории народов, к этим «островам» может
возвращаться современный человек, находить в них духовную и душевную точку
опоры». В целом собрание материалов конференции дает представление не только
о традиционном миропонимании, но и о движении этих представлений, о том, как
и в настоящее время литература участвует в непрерывном формировании, в
эволюции представлений человека о мире, в котором он живет.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2010 г. № 15 (1020) |
05.06.10