Дайджест |
СОЛНЕЧНЫЕ КРЫЛЬЯ
На рейс из Европы в Америку авиалайнер
расходует до 80 тонн горючего, что составляет почти пятую часть его
полетного веса. Лишь переход на «солнечную тягу» позволил бы авиации
избавиться от топлива и его газовых отходов. Начало положено: первый самолет
на солнечных батареях поднялся в небо Калифорнии еще в 1980-м, а годом позже
«солнечник» тех же размеров перелетел через Ла-Манш. Эти первые шаги
подвигли конструкторов швейцарской фирмы «Solar Impuls» на создание
огромного летательного аппарата на солнечных батареях. Пока речь идет о
прототипе. Если испытания его будут успешны, задуманный гигант в недалеком
будущем станет явью. По расчетам на высоте 10 км солнечные батареи,
покрывающие его 60-метровые крылья, не только обеспечат работу четырех
пропеллеров, но и создадут запас энергии для ночного полета. Вес
«солнечника»-великана не превысит полторы тонны, скорость тоже будет
невелика, но в небе он с единственным летчиком на борту сможет находиться до
пяти суток, а следовательно, сумеет пересечь Атлантику. Если же
эффективность солнечных крыльев возрастет впятеро, то и «солнечники» с
пассажирами могут стать реальностью.
ОСКОЛКИ ВЕЛИКИХ ИМПЕРИЙ
«В ее владениях никогда не заходит солнце» —
так говорили о Британской колониальной империи столетие назад. Но и сегодня
эту фразу порой произносят, только относится она уже к Франции. У нее, кроме
Гвианы, осталось два десятка небольших островов, а население разбросанных по
обоим полушариям владений составляет в сумме 2,6 млн человек. Большинство
этих территорий не требует независимости, получая немалые пособия Парижа.
Для Франции они и стратегически важны (взять хотя бы космодром во
Французской Гвиане), и заманчивы экономическими зонами в окружающих морях,
где могут обнаружиться немалые подводные богатства. Той же логикой
руководствуются и другие колониальные державы. В 1982 году Англия даже
воевала с Аргентиной, отстояв Фолклендские острова (от метрополии их
отделяет 13 тыс. км, от Аргентины — всего 160) Кстати, два острова
британских владений вообще необитаемы; из 14 островов, принадлежащих США,
необитаема половина. Но держатся за них цепко: важна экономическая зона…
ФОСФОРНЫЕ РАЗДУМЬЯ
Для нормальной жизни человеку ежедневно
требуется около грамма фосфора. Умножьте это число на неостановимо растущее
население планеты, и станет понятна увеличивающаяся потребность сельского
хозяйства в фосфорных удобрениях. Увы, запасы апатитов и фосфоритов
основательно истощились. Богаче всех фосфоритами Марокко (до 40% мировых
ресурсов!) и Китай. Россия обеспечена средне, в Канаде запасы мизерны. В США
фосфоритов хватит лет на сорок (их уже импортируют из того же Марокко), а
всему миру, при неизбежном росте цен — до конца века. Очевидно, необходимо
искать альтернативные «источники плодородия». Разрабатываются и методы
извлечения фосфора при утилизации костей животных и отходов сельхозкультур.
БЕЗ РЕДКИХ НЕ ОБОЙТИСЬ
Использование редкоземельных металлов в технике
заметно возрастает. Это, в частности, приносит ощутимую выгоду Китаю,
который называют кладезем ряда таких элементов: страна экспортирует европий,
иттрий, скандий, тантал, индий. Правда, индий (без него немыслимы многие
сплавы, полупроводники, мониторы компьютеров) производит и Австралия. А вот
сырьем для самого легкого из металлов — лития — наиболее богата Южная
Америка. Производство сосредоточено пока в Чили и Аргентине, но, по оценкам
геологов, Боливия (где добыча еще не начата), обладает, возможно, половиной
всех мировых запасов лития. Учитывая растущие потребности в этом металле
(ядерные реакторы, солнечные батареи, сотовые телефоны), его экспорт может в
будущем стать для Боливии важнейшим. Монопольным же производителем палладия
(более 200 тонн в год) был и остается наш Норильский комбинат. Если цена
иттрия к лету 2009 г. была 68 долларов за фунт, то палладий — один из
платиноидов — несравнимо дороже: 353 доллара за унцию (28,3 грамма).
ОСТОРОЖНЕЙ С СОБАКАМИ
Дотошная статистика фиксирует, что ежегодно до
87 тысяч (!) владельцев собак в Америке получают травмы, порой нешуточные,
от своих питомцев. Происходит это как дома, так и во время прогулок, причем
женщины травмируются вдвое чаще, чем мужчины. Достается и детям, но наиболее
серьезные ушибы и переломы случаются у выгуливающих собак стариков.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2010 г. № 14 (1019) |
29.06.10