Об исторической экологии и успехах уральских теплофизиков

 

 

В начале первого после летнего перерыва заседания президиума УрО РАН 16 сентября председатель Отделения академик В.Н. Чарушин объявил минуту молчания памяти ушедшего в июле из жизни академика Ю.А. Изюмова. Затем, вслед за поздравлениями с правительственными наградами и дипломами летней выставки «Иннопром-2010» слово было предоставлено члену-корреспонденту Н.Г. Смирнову (ИЭРиЖ УрО РАН) для научного доклада «Актуальные вопросы исторической экологии».
 

Член-корреспондент РАН Николай Георгиевич Смирнов. Фото С. Новикова.Николай Георгиевич кратко обрисовал историю проблемы динамики эволюции отдельных видов и сообществ на рубеже плейстоцен — голоцен (около 10 тыс. лет назад), приведшей к образованию современных экологических систем. Он подчеркнул, что ИЭРиЖ — один из старейших и крупнейших отечественных центров изучения исторической экологии; сейчас в исследованиях участвуют три лаборатории института, объединяющие пять докторов и более пятнадцати кандидатов наук. Исследования группируются вокруг трех основных проблем: реакции экосистем на глобальные климатические сдвиги, сопряженности экогенеза с таксономической и морфологической эволюцией млекопитающих и антропогенной трансформации наземных сообществ. Работают экологи в тесном содружестве с археологами и геологами, параллельно на одних и тех же объектах, а также обращаются к ним для обработки собранного материала. Особенность Урала — обилие пещер, которые всегда были убежищем не только древнего человека, но и множества видов животных. В них накоплен огромный объем костных остатков, остатков наземных частей и пыльцы растений, хитина насекомых. Например, в знаменитой Игнатьевской пещере на Южном Урале, раскопки в которой велись шесть лет, толща отложений составляет более трех метров. Используются и другие источники материала — донные и аллювиальные отложения, мерзлые грунты. Последние дают, в частности, такие уникальные объекты, как остатки непереваренной пищи в желудках найденных мамонтов. А по исследованиям мамонтовой шерсти уже удалось достоверно доказать, что животные жили в условиях очень резких температурных перепадов.
 

Сегодня в отношении разнообразия видов рубежа плейстоцен — голоцен Урал изучен намного лучше, чем любая другая территория Европы. Однако развитие науки требует сейчас гораздо более точных датировок животных останков и перехода от морфологических описаний к изучению генотипа, а значит — применения новейших методов исследований. Н.Г. Смирнов привел несколько характерных примеров, когда морфологические признаки оказывались недостаточными для видовой идентификации — с одной стороны, так называемый «донской заяц», считавшийся вымершим предком современного зайца, оказался неотличим от него генетически, а современные лемминги острова Большевик (архипелаг Северная Земля) морфологически идентичны уральским 35-тысячелетней давности. Однако лабораторий, способных вести анализ на современном уровне, в стране явно не хватает. Для датировки материала из пещеры в скале Дыроватый камень на Чусовой с применением масс-спектрометрического метода пришлось обращаться в США, в Ливерморскую лабораторию; но такие анализы требуются каждый год десятки и сотни раз. Сейчас проблема отчасти решается благодаря сотрудничеству с коллегами из институтов геологии и биологии моря ДВО РАН (г. Владивосток), отчасти кооперации с лабораторией физико-химических методов анализа ИГГ УрО РАН. Николай Георгиевич отметил, что в регионе крайне необходима лаборатория, способная вести анализ по стабильным изотопам кислорода, углерода и азота. Наверное, создавать ее нужно не в институте биологического профиля, но именно как базу современных междисциплинарных исследований.
 

Еще одна проблема — отсутствие отечественного периодического издания по проблемам исторической экологии. Конечно, в ИЭРиЖ неплохо обстоит дело с международным сотрудничеством, ведутся совместные экспедиции, иностранные журналы охотно печатают статьи уральских ученых, однако в последнее время стала заметна зависимость от результатов западных коллег — как только исследования вышли на действительно современный уровень, редакции стали «придерживать» их до выхода аналогичных по тематике работ своих соотечественников, посетовал Николай Георгиевич.
 

Вторым вопросом президиум рассмотрел результаты комплексной проверки Института теплофизики УрО РАН. С докладом выступили директор ИТФ доктор физ.-мат. наук В.Г. Байдаков и член-корреспондент С.В. Алексеенко (Институт теплофизики СО РАН, г. Новосибирск). Комиссия отметила, что, несмотря на скромные размеры, институт достаточно эффективен, ведет серьезные фундаментальные исследования по актуальной проблематике, хорошо укрепляет материальную базу. При этом полученные фундаментальные результаты имеют очень серьезное прикладное значение. Так, исследования неравновесных процессов с фазовыми превращениями доведены до экспериментальных данных о динамике режимов течения вскипающей воды при разгерметизации сосудов высокого давления. Впервые получены температурные зависимости кавитационной прочности криогенных жидкостей при отрицательных давлениях. Предложена физическая модель цепной активации центров кипения эмульсий с низкокипящей дисперсной фазой. Чрезвычайно интересной является работа по синтезу гидрата метана, содержащего до 10–15 массовых процентов метана. Если в твердом состоянии гидрат метана при атмосферном давлении стабилен до –800, то в метастабильном состоянии — до 00. Этот результат перспективен не только для создания новых методов хранения и транспортировки природного газа, но и является одним из шагов к получению стабильного гидрата водорода. Из прикладных разработок института были отмечены автоматическое устройство быстрого обнаружения примесей в маслах, позволяющее создавать системы автономного контроля теплоэнергетического оборудования и система охлаждения бортового электронного блока дальнемагистральных пассажирских самолетов на основе контурных тепловых труб. Президиум утвердил результаты работы проверочной комиссии и обсудил дальнейшие перспективы развития Института теплофизики.
 

Третьим вопросом повестки был доклад академика В.П. Матвеенко «Об усилении поддержки работы с молодыми научными кадрами», в котором речь шла о возможности материального стимулирования аспирантов УрО РАН. Официальная стипендия аспиранта сейчас составляет полторы тысячи рублей, что находится за всякими границами разумного. Необходимо дать возможность заработка молодому ученому именно научной деятельностью. Состоялась продолжительная дискуссия о конкретных формах поддержки, но принципиальное решение о ее необходимости было принято членами президиума единогласно.
 

Далее президиум заслушал аналитический доклад начальника отдела внешних связей А.В. Сандакова «О развитии международной деятельности УрО РАН» и сообщение академика В.Н. Чарушина «О дополнениях в Стратегию развития Уральского отделения РАН». Этой чрезвычайно важной и актуальной теме «Наука Урала» планирует посвятить отдельную публикацию.
 

Кроме того, президиум рассмотрел ряд текущих вопросов.
 

 

Заседание президиума УрО РАН 16 сентября 2010 г.


Соб. инф.
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2010 г. № 21 (1025)

30.09.10

 Рейтинг ресурсов