Этнопортрет |
30 ноября в Доме ученых состоялось открытие
выставки фотографий специалистов-этнологов Института истории и археологии
УрО РАН «Этнопортрет» в рамках проекта «ЭтноФото». Выставка посвящена
образам, характерам, людям, с которыми ученые встречались как этнографы в
ходе экспедиционных исследований, поэтому экспозиционное пространство
выставки было разделено на несколько тематических блоков: уральцы, Арктика,
Таежное Приобье.
Авторы фотографий: член-корреспондент РАН,
доктор исторических наук, профессор Андрей Владимирович Головнев (он же
руководитель проекта), кандидат исторических наук, заведующая сектором
этноистории Елена Валерьевна Перевалова, аспиранты ИИиА УрО РАН Дина
Федорова и Анатолий Курлаев. Снимки с Чукотки и Ямала принадлежат А.В.
Головневу, фотографии из Западной Сибири сделаны Е.В. Переваловой, уральские
преимущественно Д. Федоровой и А. Курлаевым.
Андрей Владимирович считает, что Урал и уральцы
как региональная идентичность достойны самого пристального изучения и
хорошей презентации. Это только начало, первая проба. Снимки этнографов — не
просто иллюстрации к текстовым записям ученых:
— Мы ставим абсолютно другую задачу. И в
университете, и в академии мы сегодня создаем так называемый синтетический
язык — текст плюс изображение. Я — кинематографист. Построение кадра, монтаж
— это та азбука и синтаксис, которые для текста мы проходим в школе, а в
плане изображения приходится специально получать какое-то образование.
Задача гуманитариев и вообще ученых и науки — дополнить текстовый язык
языком изобразительным. Сегодня это уже происходит.
Не случайно медики говорят, что перспективы
дальнейшего научного исследования сердца состоят в визуализации сердца —
увидеть, посмотреть особенности. То же самое происходит в молекулярных
исследованиях. Почему же в гуманитарных изысканиях мы избегаем этого очень
древнего и надежного средства информации? С него человечество начинало — не
с текста, а именно с изображения. В палеолитических пещерах Испании и
Франции одно из первых проявлений человеческого разума, человеческой
культуры мы видим в пещерных рисунках. На самом деле мы возвращаемся к
истокам. Ведь образ и изображение дают возможность не только концептуально
подать то, что мы видели, но и сопроводить это эмоцией, чувством,
потрясающим «остановись мгновение», несущим гораздо больше информации, чем
подпись под фото. Изображение — это перспектива науки не в последнюю
очередь. Это не просто украшение стен, не просто показ того, что мы сняли по
дороге, это еще и позиционирование серьезнейшего направления — инновационных
гуманитарных технологий.
Идея организации проекта антропологической
фотографии «ЭтноФото» обусловлена бурным развитием этнических процессов на
Урале, в России, в мире в целом, необходимостью новых и более эффективных
средств фиксации и презентации различных культур, развитием науки и
становлением особого ее направления — визуальной антропологии,
киноантропологии, этнофото. Поиску новых форм альянса «наука плюс
искусство», новому языку, сочетающему в изображении-звуке-тексте научную
строгость и художественную образность, и посвящен проект. С определенностью
можно сказать, что фотография — уникальный ресурс для науки, а наука — для
фотографии. Задача этнофото состоит в передаче и осмыслении образов
этнической культуры. Как и этнограф, фотограф, при соответствующих навыках и
понимании, может выражать смыслы культуры языком изображения.
Фоторабота из хантыйского цикла Е. Переваловой.
Фоторабота из хантыйского цикла Е. Переваловой.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Январь 2011 г. № 01 (1031) |
19.01.11