Игры без проигравших |
Сегодня мы представляем читателям еще одного
обладателя гранта Президента РФ для молодых ученых — сотрудника отдела
управляемых систем Института математики и механики УрО РАН кандидата
физико-математических наук Юрия Владимировича Авербуха. Президентскую
поддержку он получил в качестве руководителя проекта «Неантагонистические
дифференциальные игры: позиционная формализация и аппарат квазистратегий»,
который выполняет совместно с аспирантом ИММ Артемом Баклановым.
Поступив в аспирантуру Института математики и
механики УрО РАН, Юрий Владимирович занялся уже чисто математическими
исследованиями — теорией дифференциальных игр.
Дифференциальные игры — это раздел
математической теории управления, в котором изучается управление объектом в
конфликтных ситуациях. В дифференциальных играх возможности игроков
описываются дифференциальными уравнениями или дифференциальными включениями,
содержащими управляющие векторы, которыми распоряжаются игроки. За примером
далеко ходить не надо: автомобильное движение — это дифференциальная игра.
Дифференциальную игру с двумя объектами можно
представить как бегающих по полю мальчика и догоняющего его крокодила. У них
противоположные задачи: у одного — пообедать, у другого — выжить. Такую
модель предложил Р. Айзекс в своей книге «Дифференциальные игры».
В дифференциальное уравнение вводится
возможность игрока задать управление системой по своей воле, выбрав
соответствующую стратегию. Решение этой задачи — изложение того, как надо
действовать каждому из игроков в строго математическом смысле, если
учитывать только текущую информацию о существующей системе (время, в течение
которого бегают мальчик и крокодил, размеры поля и прочее).
Академик Н.Н. Красовский, основатель уральской
школы по математической теории процессов управления, предложил такую схему
формирования управления: надо измерять положение системы и менять управление
часто, но дискретно. А для того чтобы понять, как именно строить управление,
одному из игроков — участников движения — нужно мысленно построить
вспомогательную конструкцию — стабильный «мост», по которому он сможет
«проехать» прямиком к выигрышу. Этот результат Н.Н. Красовского и его
ученика академика А.И. Субботина фактически сводит исходную задачу к
проблеме построения такого моста.
Ю. Авербух посвятил свою диссертацию
исследованию свойств стабильного моста. В 2005 году он стал стипендиатом
губернатора Свердловской области за разработку совместно со своим научным
руководителем членом-корреспондентом РАН Александром Георгиевичем Ченцовым
программных итераций, которые позволяют найти решение в дифференциальной
игре. В 2006 получил Юрий грант Фонда содействия отечественной науке по
программе «Лучший аспирант РАН».
Фундаментальные результаты, полученные в теории
дифференциальных игр, могут использоваться в различных областях, в том числе
в управлении движением летательных аппаратов или автомобиля в условиях
помех. Дифференциальная игра позволяет задать движение. Автомобиль, конечно,
не может предугадать появление на дороге пешехода или наличие какой-то
выбоины, но будет адекватно на них реагировать, потому что программой задана
сама возможность возникновения таких препятствий.
В 2008 году Авербух, возможно, неожиданно для
самого себя, изменил тему своих исследований. Толчком послужило участие в
международном симпозиуме по динамическим играм в Польше, где у него возник
интерес к изучению неантагонистических дифференциальных игр.
Неантагонистическая дифференциальная игра — это игра с более сложными
задачами игроков. Если участники антагонистических игр имели противоположные
цели, то в неантагонистических играх задача у игроков одна. Например, оба
выращивают овощи, один — горох, второй — помидоры. У них общий ресурс —
земля. Но кто-то из них может работать более интенсивно, кто-то менее,
соответственно и урожай будет разным. Отсюда возникает конкуренция, но можно
попытаться найти компромисс.
Математик Джон Форбс Неш решил, что необходимо
создать такие условия, чтобы игрокам в неантагонистической игре было
невыгодно отклоняться от заданного плана. Потому что тот, кто стремится к
преимуществу в одинаковых условиях, ничего не выиграет.
Этой проблемой занимается один из
представителей школы академика Н.Н. Красовского доктор физико-математических
наук Анатолий Федорович Клейменов, автор монографии «Неантагонистические
оппозиционные дифференциальные игры». Эта книга и оказалась первой в руках у
Юрия Авербуха после его возвращения из Польши. И тут он обнаружил, что его
прежние разработки по изучению программных итераций связаны с
неантагонистическими играми! И сейчас вместе с аспирантом Артемом Баклановым
он исследует эту связь.
Как известно, главным критерием значимости
научных работ считается их востребованность с точки зрения приоритетов
развития страны. Понятие равновесия по Нэшу широко используется в
экономических исследованиях. Но пока оно рассматривается вне времени и без
применения строгого математического аппарата, что значительно сужает его
эвристические возможности.
Какие же перспективы у исследований Юрия
Авербуха и Артема Бакланова? В будущем (возможно, отдаленном) они могут
найти применение в анализе экономических задач. Правда, для этого надо
рассмотреть ситуацию не с двумя игроками, а с множеством. Учесть всех
производителей и всех покупателей и определить, что для них хорошо, а что
плохо.
Решение этого вопроса помогло бы обеспечить
бескризисное развитие экономики. Бесперебойная работа — это экономическая
мечта ХХ века, сейчас существует много теорий регулирования экономики.
Возможно, в будущем будет найдено антикризисное решение с помощью
неантагонистической дифференциальной игры.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Январь 2011 г. № 02 (1032) |
03.02.11