Антропология в кино: ракурсы и взгляды |
В середине апреля Екатеринбург на несколько
дней стал международным центром документального кино. Почти неделю сразу на
нескольких площадках города проходили мероприятия VII Открытого российского
фестиваля антропологических фильмов (РФАФ), в рамках которого состоялся
также III Международный научно-практический форум «Многонациональная Россия:
этнология и киноантропология». Одним из организаторов фестиваля выступил
Институт истории и археологии Уральского отделения РАН.
Я хочу видеть
Научная антропология и кино — почти ровесники,
официальной же датой рождения этнографического кино может считаться 4 апреля
1901 г., когда У.Б. Спенсер снял ритуальный танец австралийских аборигенов.
В 1922 г. внимание как публики, так и киноведов привлек фильм «Нанук с
севера». Режиссер картины Роберт Флаэрти утверждал: «В каждом народе есть
зернышко величия, и дело кинематографиста… найти тот единственный случай или
даже одно-единственное движение, в которых это величие проявляется». На
первых порах сыграл свою роль простой интерес к экзотике, но со временем
кинодокументалистика ушла далеко вперед, если обобщать, то — по двум путям:
по пути художественного осмысления и преображения реальности, либо — всё
более научного подхода к концепции и процессу съемки. Мышление и арсенал
выразительных средств сегодняшнего этнографического и антропологического
кино во многом сформировались в годы распада СССР, когда обострился вопрос
этнической принадлежности, и, соответственно, возникла потребность в
самопознании, саморефлексии этносов.
I Российский фестиваль антропологических
фильмов прошёл в 1998 г. в Салехарде. В числе его инициаторов и
организаторов – руководитель центра визуальной антропологии МГУ Е.В.
Александров и ныне действующий президент РФАФ член-корреспондент РАН А.В.
Головнев (ИИиА УрО РАН), режиссер фильма «Путь к святилищу», удостоенного
гран-при на этом фестивале. Сфера интересов и география участников фестиваля
все время расширялись, и в этом году его конкурсная программа включала 23
фильма режиссеров из России, Белоруссии, Голландии, Италии, Сербии, Франции,
Китая, Испании и др., снятые в 2008–2011 гг. Конкурсные показы проходили в
екатеринбургском Доме кино, а продолжением визуального ряда фестиваля стали
несколько тематически связанных с ним выставок работ уральских фотографов.
Кинозрители, большинство которых, как мне показалось, составляла в эти дни
студенческая молодежь, имели возможность проголосовать за понравившийся
фильм и по окончании показа обсудить какие-то спорные моменты в порядке
дискуссии с участием создателей картин.
«Кино о человеке на перекрестке глобальности и
локальности, традиций и новшеств, национальности и религиозности, вчера и
завтра. Кино о человеке в культуре и культуре в человеке. Кино, сочетающее в
себе глубину от науки, художественность от кино» — своего рода кредо
фестиваля, провозглашенное в пресс-релизе, и определившее принцип
конкурсного отбора и работы жюри. На самом деле, в большинстве своем фильмы
все же больше отвечали «формату» документально-публицистического кино, когда
«взгляд» кинообъектива во многом остается все-таки субъективным: видна
концепция сценария, некая художественная или публицистическая идея, которой
руководствуется автор. А беспристрастность документалиста присутствует
скорее в самом методе съемки, построении каждого кадра и эпизода, но не
сценария в целом. Гран-при VII РФАФ был присужден повествованию о жизни
коми-оленеводов — фильму «Нярма» режиссера Э. Бартенева (Санкт-Петербург,
Россия). Лучшая работа режиссера — «Нежный жанр» А. Погребного (Киров,
Россия), лучшая работа антрополога — «Наследство» Ф. Ахмедова (Баку,
Азербайджан), приз зрительских симпатий достался картине «Покидая Мандела
парк» С. Вредевельд (Амстердам, Нидерланды).
Программа III Международного
научно-практического форума «Многонациональная Россия: этнология и
киноантропология» включала публичные лекции, доклады и презентации
отечественных и зарубежных фильмов и кинофестивалей. С докладами выступили
как профессиональные режиссеры, так и антропологи, этнографы, историки, в
том числе представители УрО РАН — сотрудники екатеринбургского Института
истории и археологии и его пермского филиала, Удмуртского института истории,
языка и литературы, Института языка, литературы и истории Коми НЦ, их
коллеги из академических институтов Москвы, Ростова-на-Дону, Новосибирска,
Улан-Удэ.
С различных точек зрения рассматривались
теория, практика и актуальные проблемы визуализации в сфере гуманитарных
наук, были представлены как исследовательские, так и образовательные,
музейные проекты, новые методики и технологии.
Открыл
форум председатель жюри нынешнего РФАФ, известный киновед, доктор
искусствоведения К.Э. Разлогов (на фото слева), выступивший в УрГУ с лекцией
«Экранная культура: похороны книги?» Согласно его выводам, культура,
базирующаяся на визуальной информации и системе различных каналов
поступления этой информации к человеку, уже вытесняет и в ближайшее время
окончательно вытеснит культуру, основанную на чтении изданий, отпечатанных
на бумаге. Приоритеты переходят к аудиовизуальным способам коммуникации и
познания. Они еще не могут полностью заменить (воспроизвести) живое общение,
но позиции книги уже не столь сильны. Приходится признать, что так и не
произошло в подлинном смысле слова просвещение широких масс населения — ни с
началом книгопечатанья, ни с распространением просветительских идей в XVIII
в. И прежде, и сегодня искусство и литература в массе своей выполняют лишь
развлекательную функцию, а познавательную и образовательную — только «по
необходимости», например, в процессе обучения. Знаменитый кинорежиссер К.
Занусси говорил: «Бороться с массовой культурой — всё равно что бороться с
плохой погодой». Но это не означает смерти высокой, элитарной культуры — она
видоизменяется, ищет новые сферы и социальные «ниши» существования и
распространения. Наряду с глобализацией постоянно растет и усложняется
структура субкультур, в каждой из которых выстраивается своя иерархия по
классической схеме. Лекцию завершила кинопрезентация Российского института
культурологии, а шире — всех актуальных, в том числе и междисциплинарных,
направлений развития этой дисциплины (что до предмета исследований, то
кратчайшее определение ему попытался найти ведущий заседание А.В. Головнев:
«Культура — это то, чем не занимается министерство культуры»).
На другой день член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов (Институт этнологии и
антропологии РАН, на фото справа) прочел лекцию «От этничности к
внеэтничности». Он подчеркнул повсеместную значимость этнического фактора,
вспомнил время и этапы распада СССР — истоки сегодняшней ситуации в нашей
стране и вокруг нее. Длительное время изучение этничности сводилось к
исследованию этногенеза. Сейчас на первый план вышли этнополитика и
этнополитология, однако на практике до сих пор зачастую принимаются
этнически не выверенные решения (ликвидация в России некоторых национальных
образований). Нет до сих пор и внятной позиции государства по отношению к
фашизму и экстремизму на этнической почве. Что касается внеэтничности — то
переход к ней демонстрирует сама жизнь. Кавказские экстремисты, например,
сегодня позиционируют себя не как представителей определенной нации, а как
часть мусульманской общности, некоего «кавказского эмирата». Движение к
внеэтничности — это и образование все новых социальных групп, в которые люди
объединяются не по национальному признаку, а на основе каких-то других
объединяющих факторов, общих интересов, социального положения и т.д. Многие
тенденции, затронутые в этой лекции, нашли свое выражение в фильмах
конкурсной программы фестиваля.
Лекция доктора исторических наук Н.Л. Жуковской (Институт этнологии и
антропологии РАН) «Шаманизм в среде российской интеллигенции» была посвящена
неошаманизму, в современных Бурятии, Туве, Хакассии, самой «шаманской
интеллигенции» и влиянию этого явления на интеллигенцию столицы и периферии
России, явлениям синтеза рационального и иррационального.
В рамках фестиваля прошли также заседание круглого стола «Культурное
наследие и гуманитарные технологии» и обсуждение медиапроекта «Бренд Урала (УрФО)».
Вообще, дискуссия, диалог, полемика, рефлексия всячески приветствовались — и
в кинозале, и непосредственно после лекций и докладов, и у стендов
многочисленных экспозиций. Поэтому, как и предполагали организаторы,
фестиваль стал еще одним шагом на пути к возможно более продуктивному
симбиозу мышления и видения, искусства и науки.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Май 2011 г. № 12-13 (1039) |
21.06.11