Этнообъективность в красках |
Фотовыставка «Этнопортрет: Европа на пороге III
тысячелетия» продолжила ряд экспозиций «прикладного», если так можно
выразиться, характера. Представленные на ней снимки этнологов Института
истории и археологии УрО РАН могут рассматриваться как художественная и
репортажная фотография, но вместе с тем это неотъемлемая часть исследования,
зримое продолжение размышлений о судьбах европейских этносов новейшего
времени. Это, как сказано в авторской аннотации к выставке, «коллаж из
впечатлений, эмоций, знаний о сегодняшней Европе, образы европейцев и их
занятия, и культурные символы, и взаимоотношения между народами,
экономические и социальные проблемы».
На выставке были представлены три серии:
«Англия: колонизация вспять», «Многоликая Европа» и «Шпицберген: осторожно,
медведи!». В двух первых внимание привлекают прежде всего снимки людей. На
этнические черты накладывается психологический рисунок личности, ясно
выраженный индивидуальный способ поведения человека в большом городе, а
кроме того — дыхание времени, возможно, нечто общее в сегодняшнем
«самочувствии» даже не целых наций, а европейского континента в целом.
Особенно привлекают съемки, сделанные на улицах Лондона и Парижа, работы
младшего научного сотрудника сектора этноистории ИИА Дины Федоровой — в них
ощутима калейдоскопическая скорость смены ритмов и красок в большом городе,
однако важно, что человек в кадре — вне суеты, он раскрывается как личность,
которую не так-то легко поколебать «бурям столетия». Интересно наблюдать,
как современность трансформирует выраженные этнические особенности, в чем
выражается адаптация, а в чем сохраняется некий суверенитет по отношению к
окружающему миру.
Дина Фёдорова. Коренные жители Лондона. Молодая пакистанка.
А вот на фотографиях архипелага Шпицберген
людей практически нет, зато особое внимание уделено всевозможным знакам и
надписям, явно живущим своей жизнью и по-своему интерпретирующим уникальную
ситуацию международного и межэтнического соседства и сотрудничества.
Е. Перевалова. Фото из серии "Шпицберген: осторожно, медведи!".
Общим же практически для всех представленных
работ стал живой, доброжелательный, неформальный взгляд на натуру, желание
вглядеться извне — но понять изнутри: каково «им» (на самом-то деле — всем
нам) на пороге нового тысячелетия?
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Май 2011 г. № 12-13 (1039) |
22.06.11