Геоэкологические проблемы степных регионов |
В начале лета в поселке Партизанский
Бузулукского района Оренбургской области на базе филиала-стационара
Института степи Уральского отделения РАН состоялась VII международная
школа-семинар молодых ученых «Геоэкологические проблемы степных регионов».
Ее научными кураторами стали директор ИС член-корреспондент РАН А.А. Чибилев
(Оренбург), директор Саратовского филиала ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН,
доктор биологических наук М.Л. Опарин (Саратов), ведущий научный сотрудник
Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН, доктор биологических наук И.Н.
Сафронова (Санкт-Петербург), заведующая кафедрой географии и регионоведения
Оренбургского государственного университета, доктор географических наук Т.И.
Герасименко (Оренбург), заведующий лабораторией агроэкологии и
землеустройства ИС доктор географических наук С.В. Левыкин (Оренбург).
Открытие семинара проходило в административном
здании национального парка «Бузулукский бор». С приветственным словом перед
участниками выступили глава города Бузулука Н.Н. Немков, председатель
городского Совета депутатов, секретарь политсовета Бузулукского
регионального отделения партии «Единая Россия» И.И. Кашкин, директор
национального парка «Бузулукский бор» А.А. Карханин, член политсовета
Бузулукского регионального отделения «Единой России» Л.Г. Сокол. Они
выразили надежду, что интерес к научным исследованиям в области экологии и
охраны природы степных регионов у подрастающего поколения, студенческой
молодежи и молодых ученых будет расти.
Яркой страницей в работе школы-семинара стало
выступление участников экологического марафона, который проводится при
поддержке администрации Бузулука и местного отделения «Единой России» и
имеет важное значение для формирования экологического мировоззрения в
обществе. Ученики школ Бузулука, села Богатое, ДДТ «Содружество» и «Радуга»,
воспитанники Кирсановского детского дома и детского сада «Боровичок»
представили интересные инсценировки экологических сказок, вокальные и
танцевальные номера, назвав новый формат своего выступления-сюрприза
«экологический бал». После торжественной части участники школы-семинара
посетили конеферму «Елшанская» (руководитель М.А. Перепелкин), где
познакомились с условиями содержания лошадей и производством кумыса.
Выступления и доклады второго дня
школы-семинара, проходившие в филиале-стационаре, были посвящены вопросам
ландшафтного и биологического разнообразия субаридных экосистем Евразии и их
антропогенной трансформации, проблемам устойчивого природопользования в
степной зоне Евразии.
На первом заседании были представлены доклады
научных кураторов. Александр Александрович Чибилев в своем докладе «Итоги
экспедиции Русского географического общества 2010 года по границе Европы и
Азии», сопровождавшемся фильмом, на основе обобщения результатов комплексных
экспедиционных исследований, анализа ландшафтно-исторических и
геолого-геоморфологических данных представил современные представления о
границе Европы и Азии (интервью с ним на эту тему читайте в предыдущем
номере «НУ»).
Наряду с этим выступлением большой интерес
слушателей вызвал доклад доктора биологических наук И.Н. Сафроновой «О
зональных типах и зонально-экологических вариантах степной растительности в
Европейской России». Акцент был сделан на том, что разнообразие
растительного покрова в пределах всей зоны и каждой подзоны в отдельности
определяется разнообразием условий местообитаний. Зональные типы формируются
на плакорах — водоразделах с суглинистыми почвами, а растительные сообщества
иных местообитаний являются зонально-экологическими вариантами зонального
типа. Каждая подзона характеризуется своим зональным типом и спектром
зонально-экологических вариантов.
Доклад доктора биологических наук М.Л. Опарина
был посвящен изменению сообществ птиц и млекопитающих в процессе
восстановительных сукцессий на степных залежах и пастбищах. Установлены
разительные изменения структуры населения млекопитающих и птиц, произошедшие
в саратовском Заволжье в течение последнего столетия. Докладчик подчеркнул,
что основными факторами трансформации степных экосистем являются распашка
земель, выпас скота, лесонасаждение, палы, а также динамика климата.
На втором заседании школы-семинара свои
сообщения представили студенты, аспиранты и молодые кандидаты наук. Были
широко освещены вопросы изучения биоразнообразия степных ландшафтов и
проблемы биоэкологического мониторинга. Фаунистическому разнообразию степей
были посвящены выступления студенток 4-го курса Самарского государственного
университета М.В. Веревкиной и В.Г. Чемыревой. Особый интерес вызвали
доклады по изучению лишайников степных регионов старшего
лаборанта-исследователя Института степи Е.В. Калиновской, научного
сотрудника Института ботаники ЧАН (Чешская Республика) Яна Вондрака.
Аспирант кафедры ботаники и физиологии растений Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева А.А. Ивашина сделала доклад «О степной флоре
бассейна реки Пьяна в Нижегородской области».
Широко были представлены результаты
исследований аспирантов ИС УрО РАН. Выступления П.А. Кожакина и С.М.
Потокиной касались вопросов лесомелиорации и динамики лесистости
Оренбургской области. Ю.А. Падалко представил анализ динамики климата и
речного стока в бассейне р. Урал. И.В. Осипова рассказала об
историко-географических особенностях расселения этносов на территории
Оренбургской области. Каждый научный доклад сопровождался активным
обсуждением.
На третий день состоялась научная экскурсия по
объектам природного и историко-культурного наследия Бузулукского района. На
заключительном заседании всем молодым докладчикам были вручены сертификаты
участников.
Школа-семинар получила хорошие отзывы.
«Подобные мероприятия, когда вместе собираются для обмена опытом три
поколения: ученые со сложившимися именами, будущие кандидаты наук, а также
школьники, увлеченные экологией, вносят неоценимый вклад во взаимообогащение
знаниями», — отметил доктор наук Т.И. Герасименко. Молодые участники также
говорили о плодотворности общения «без галстуков». Активисты «Единой России»
И.И. Кашкин и Л.Г. Сокол выразили надежду на многолетнее и плодотворное
сотрудничество подрастающего поколения с учеными, способствующее
формирования активной гражданской позиции и нового экологического мышления.
По словам доктора биологических наук М.Л.
Опарина в процессе работы VII международной школы-семинара молодых ученых на
деле удалось увидеть то, что так необходимо современному обществу, о чем
мечтает каждый ученый. А именно — редкую на сегодняшний день консолидацию
всех усилий научного сообщества, местных властей и членов общественных
движений в решении экологических задач. Ученые не могут работать
изолированно, и в такой консолидации нуждается каждый регион.
Главный научный куратор школы-семинара
член-корреспондент РАН А.А.Чибилев уверен, что именно фундаментальная наука
дает возможность пробудить подлинный интерес к знаниям.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июль 2011 г. № 16-17 (1042) |
28.07.11