Как сердцу выразить себя?.. |
Не хлебом единым, как известно, жив человек —
нужно нечто большее душе, уму, сердцу. Так и моногорода России, и в
частности, города, судьбой связанные с «Росатомом», живут не только
новостями науки и технологий либо производственными проблемами. В начале
лета, накануне дня рождения производственного объединения «Маяк» в Озерске
(Челябинская область) впервые прошел симпозиум скульпторов. Для
Екатеринбурга, например, такая форма, в единстве времени и места сочетающая
работу, соревнование и общение, — не в новинку. Но для небольшого
«закрытого» городка, далеко не избалованного вниманием художников, это
событие. 10 скульпторов из разных городов России приняли участие в
творческом форуме, организованном в рамках проекта «Территория культуры
Росатома». В церемонии открытия симпозиума приняли участие генеральный
директор «Маяка» С.В. Баранов, представители городских властей и культурной
элиты, а также искусствоведы Третьяковской галереи и их челябинские коллеги.
Каждому мастеру было предоставлено рабочее
место и глыба уральского гранита, а вот тема для скульптур — «Атомное
сердце», нечто, символизирующее духовное начало в жизни «атомграда», — была
объявлена уже по приезде, так что пришлось «домашние заготовки» домысливать
и корректировать по ходу дела. Скульпторы работали в течение месяца, затем
горожане получили возможность увидеть плоды их труда — пока что все они
«временно прописаны» на территории городского профилактория, но в
перспективе украсят собой улицы, парки и здания города. Конкурс на лучшее
воплощение идеи не проводился, зато закрытие симпозиума ознаменовалось
фото-пленэром с участием фотографов из Москвы, Екатеринбурга и Челябинска, а
также обсуждением актуальных вопросов культуры за круглым столом.
Главный итог, конечно, — это сами скульптуры.
Все они так или иначе раскрывают образ «атомного сердца», но кроме того, по
моему впечатлению, в большинстве явно присутствует «гений места», дух Урала
— причем Урала до европеизации, до городов и тем более — до атомного
машиностроения. Оттуда у скульпторов — и отношение к форме, и понимание
материала (природного камня), и тяготение к фольклору, к языческому единству
сердца, разума и стихий… Как нельзя кстати «фоном» для нескольких скульптур
оказалось озеро Иртяш, а за ним и над ним — просторная панорама синих гор и
летнего неба.
Старейший из участников, член-корреспондент
Российской академии художеств В.П. Буйначев назвал свою работу «Мечта о
рукотворном солнце» и в интервью подчеркнул, что это «не монумент «во
славу», а приглашение к философскому осмыслению энергии, ее значения для
бытия — ведь все в жизни землян зависит от Солнца». Кстати, свои
философско-лингвистические изыскания Владимир Петрович представил горожанам
в форме книги, посвященной расшифровке тайн авторства и содержания «Слова о
полку Игореве». Другие скульптуры также несут немалую символическую
нагрузку, но, главное, говорят о любви, о времени, о жизни и смерти. К
сожалению, на момент моего знакомства со скульптурами ни одна из них не была
подписана, но, надеюсь, при установке каждой в специально выбранном месте
эта оплошность будет исправлена. Пока — дорого общее впечатление праздника,
щедрости и свободы, с которыми люди вкладывали в дело — свое сердце.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июль 2011 г. № 16-17 (1042) |
29.07.11