Учи учёного... в библиотеке

 

 

«Приходите, юные таланты! Говорите нам светло и ясно!» — эти строки из стихотворения Давида Самойлова «Таланты» стали приветствием и девизом Информационной школы молодого ученого, организованной Центральной научной библиотекой Уральского отделения РАН при содействии Президиума УрО РАН и Российской библиотечной ассоциации.
 

 

Школа, она же междисциплинарная научная конференция, в этом году объединила практические занятия и довольно обширную научную программу. Молодые люди из Москвы, Екатеринбурга, Новоуральска, Оренбурга, Ижевска и других городов получили возможность доложить и обсудить с коллегами результаты своих исследований в различных отраслях точных, естественных и гуманитарных наук. 84 участника представляли ЦНБ и еще 14 институтов УрО РАН, а также 7 вузов (в том числе Уральский федеральный университет). Всего на пленарном и секционных заседаниях прозвучало 36 докладов. Региональные представители фирм EBSCO Information Services (Берлин) и Thomson Reuters (Варшава) провели две on-line презентации ресурсов IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers) и Web of Science. Кроме того на пленарном заседании и на секции «Библиометрический подход к исследованию науки» свои успехи, проблемы и планы на будущее обсуждали сами библиотекари.
 

В комплексе занятия пятидневной школы-конференции стали своего рода «порталом»: и на пути к информационным ресурсам как самой ЦНБ, так и всемирной сети, и в ознакомлении с правилами написания, оформления и представления докладов и научных статей. «Тот, кто владеет информацией, владеет миром» — вряд ли когда-нибудь потеряет актуальность высказывание, процитированное председателем УрО РАН академиком В.Н. Чарушиным. На открытии пленарного заседания он вспоминал своего учителя академика И.Я. Постовского, первым делом обучавшего молодых ученых ориентироваться в потоке профессиональной информации. Сегодня для этого несравненно больше возможностей: в Уральском отделении создаются собственные электронные ресурсы и развиваются средства доступа к ним, наращивает мощности суперкомпьютерный центр. На сегодня, как подчеркнула в своем пленарном докладе ученый секретарь ЦНБ УрО РАН О.А. Оганова, «академическая библиотека — это с одной стороны, центр хранения знаний в виде опубликованных научных результатов, с другой — источник информации, на основе которой и развивается наука».
 

В пленарном докладе заместителя директора Национального электронно-информационного консорциума (НП НЭИКОН) И.К. Разумовой, построенном как обзор положения дел в области обеспеченности научной информацией в России, были показаны как плюсы, так и минусы сложившейся на сегодня системы «производства и потребления» этого невещественного, но первостепенно важного для исследователей продукта. Консорциум объединяет 667 отечественных библиотек, его совокупный информационный ресурс составляет порядка 10 млн статей, что, впрочем, равноценно ресурсу всего лишь 1–2 крупных американских университетов. По-прежнему у нас, по сравнению с развитыми странами, «читают меньше, но меньше и платят за информацию». Федеральная поддержка научных и учебных библиотек осуществляется в соответствии с приоритетными направлениям исследований и целевыми программами. Однако после 2012 г. государство планирует полностью отказаться от финансирования подписки на электронные ресурсы для вузов и НИИ — библиотеки и институты должны будут сами изыскивать средства. Профессиональное сообщество, естественно, недовольно, но и не обескуражено, поскольку за последние годы уже накоплен некоторый инновационный опыт оплаты доступа — в кооперации с учреждениями-заказчиками и т.д. На сегодня самым активным подписчиком по УрО РАН является Институт химии твердого тела.
 

Следом выступил региональный представитель издательства Elsevier в России и Беларуси В.А. Соболев, представивший существовавшие прежде и разрабатываемые в настоящее время базы данных этого крупнейшего международного издательства Science Direct и SCOPUS, приемы поиска информации по ним. Он показал также специальные возможности для пользователей — методы изучения потока информации по различным параметрам, исследования рейтинга цитируемости конкретного ученого либо объективных показателей научной продуктивности отдельного региона, отрасли, учреждения.
Российская наука, кроме того что объективно отстает по многим направлениям, даже в тех отраслях, где первенство сохраняется, не всегда «умеет себя подать». Поэтому так важны и обсуждаются на самых разных уровнях, в том числе и президентом России вопросы рейтинговой политики и практики. В рамках Информационной школы молодого ученого на базе ЦНБ прошли практические занятия по «определению показателей для оценки результативности деятельности ученого» по различным базам данных. Другими темами практических занятий стали знакомство с полнотекстовыми базами данных по отдельным отраслям знания, с фондами и каталогами, обучение работе с реферативными журналами. По сути, в библиотеке прошли традиционные для начала учебного года «дни открытых дверей». Но благодаря связям ЦНБ с библиотеками и издательствами в стране и за рубежом, а также внушительному компьютерному парку «двери» были открыты гораздо шире: в мир информации, профессионального общения, успешного будущего. Успешного, хочется добавить, по части реального наполнения делами и результатами, а не в границах столь модных сегодня «рейтинговости-успешности-востребованности», провозглашаемых уже чисто автоматически, к месту и не к месту. Ведь та же строфа Давида Самойлова полностью звучит, как и положено, вразрез с потребительской философией:
 


Приходите,
юные таланты!
Говорите нам светло и ясно!
Что вам —
славы пестрые заплаты!
Что вам — низких истин
постоянство!..
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

Фото Евгении Осиповой.

 

Фото Евгении Осиповой.

 

Фото Евгении Осиповой.

 


Фото Евгении Осиповой
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2011 г. № 20-21 (1045)

11.10.11

 Рейтинг ресурсов