Первый уголь Печорского бассейна |
В 1931 году в районе Средней Печоры (Коми АССР, ныне — Республика Коми) в результате работ Ухто-Печорского треста (многопрофильное предприятие ГУЛАГа) было открыто Еджыд-Кыртинское угольное месторождение, давшее на следующий год первое каменное топливо Печорского угольного бассейна для судов Северного морского пароходства. Добыча здесь была прекращена в июле 1957 года. Всего на местных шахтах было добыто около 1,5 миллиона тонн, затем угледобычу сменила заготовка древесины, которая тоже была прекращена в перестроечные годы.
О Еджыд-Кыртинском месторождении и его
значении в освоении Печорского угольного бассейна известно крайне мало. В
научной литературе его практически не упоминают, а в Национальном архиве
Республики Коми сохранилась лишь одна маленькая нечеткая фотография 1930-х
годов и несколько папок с протоколами заседаний парторганизации угольного
предприятия. Сейчас в бывшем горняцком поселке, носящем имя Кырта и
насчитывавшем в лучшие годы до 6 тысяч жителей, постоянно проживает около 60
человек.
На краю цивилизации
Посетить Кырту нас подвигли музейные задачи.
Дело в том, что в сыктывкарском Геологическом музее имени профессора
Александра Чернова (структурное подразделение Института геологии Коми
научного центра УрО РАН) собрана уникальная и обширная коллекция полезных
ископаемых Республики Коми, но уголь Еджыд-Кыртинского месторождения в ней
отсутствовал. Конечно, есть великолепные образцы воркутинского угля,
подаренные музею компанией «Воркутауголь». Они всегда вызывают заслуженный
интерес посетителей. Но, как и во всякой коллекции, отсутствие важных
экспонатов делает все собрание недостаточно представительным. Поэтому во
второй половине августа наша группа, состоявшая из двух сотрудников
института (Алексей Иевлев и Владимир Полежаев) и водителя, пустилась в путь,
в прямом смысле слова, в наше прошлое.
Дорога из Сыктывкара до села Подчерье на реке
Печоре заняла около десяти часов. По опыту прошлых лет мы готовы были
испытать все прелести «убитой» ухтинской трассы. Но, к нашему удивлению,
шоссе было вполне приемлемым, а на некоторых участках даже идеальным.
Переправа на пароме через Печору тоже оставила лишь незабываемые и приятные
впечатления.
В Подчерье нас уже ждали Василий и Люба Вязовы.
Гостеприимный дом, пышущая жаром баня, плотный ужин и крепкий сон были нам
заслуженной наградой за многочасовой путь.
Встали рано, чтобы побольше успеть за день.
Василий быстро снарядил металлическую «казанку», установил на нее не раз
испытанный рекой «Ветерок», и, обдуваемые встречным потоком воздуха, мы
вышли на Печору.
Час пути под негромкий, но уверенный гул мотора
по спокойной глади реки, искрящейся под лучами солнца, с созерцанием
безлюдных лесных пейзажей по обоим берегам — я думаю, надо иногда силком
направлять городских жителей в такую идиллию. Бескрайнее голубое небо и
столь же безбрежная река действуют просто умиротворяюще. Как-то сразу
понимаешь, что жить надо здесь. К сожалению, как говорят местные жители,
практически не на что…
Впрочем, река не была безлюдной. Навстречу нам
попался буксир, тянувший баржу с разноцветными автомобилями. Встретилось
несколько пар мужиков, экипированных по самому последнему писку рыбацкой
моды, начиная от умопомрачительной амуниции и снастей и кончая быстроходными
катерами. Наша «казанка», подгоняемая «Ветерком», не заслужила ни одного их
взгляда и не внесла сумятицы в азартный процесс ловли рыбы на спиннинг.
Наконец, справа показались деревянные строения.
На берегу возле «УАЗика» нас ждал Вацлав Венскель, который и показал нам все
местные достопримечательности.
Кырта
Вообще-то поселок не мал, но много пустых
домов. Целые улицы заросли лесом, а строения разобраны или развалились.
Тем не менее в поселке есть почта, в здании
которой находится и местный очаг культуры — клуб с достаточно просторным
залом. На улице на деревянном столбе — телефон в синем пластмассовом кожухе.
Так что помощь можно вызвать в любой момент. Жилые дома ухожены. Один из
жителей держит магазин, где можно приобрести самое необходимое, хотя выбор,
конечно, невелик. Впрочем, регулярно курсирует катер до города Вуктыла,
поэтому проблем со снабжением нет.
Погодная идиллия невольно оставила и очень
приятное впечатление от увиденного вокруг. Широкая синяя Печора, впадающая в
нее речушка, невысокие крутые скалы, заросшие лесом, — раздолье для пацанов,
которые тут же появились возле нас, как из-под земли. «Внуков на лето
старикам привезли», — пояснил Вацлав.
В самом поселке от «угольного» прошлого
осталось мало. Зарастающая травой поляна пристани, с которой грузили уголь
на баржи. Остатки деревянных свай причала на берегу. И множество кусков угля
различной величины, встречающихся в районе бывшей пристани. «Это тот самый,
наш, кыртинский, — сказал Вацлав. — Привозной интинский разгружали в другом
месте». Уголь Инты доставляют в печорские селения в рамках «северного
завоза», обеспечивая топливом и теплом население в осенне-зимний период.
— Поселок раньше был там, — Вацлав махнул рукой
в сторону южной части поселения, находящегося за речушкой. — Здесь, где мы
сейчас живем, раньше было кладбище. Гробы рекой из берега вымывало. Помню,
кости валялись долго — никому не нужны. А возле качелей давным-давно крест
был. Могила какого-то летчика. Мы детьми на нем часто раскачивались…
Шахта
«УАЗик» Вацлава привычно и легко преодолевал
километры лесной дороги и хлипкие бревенчатые мосты через ручьи.
— Я покажу вам незатопленный ствол шахты.
Остальные все в воде. Только осторожно на краю, дерево-то прогнило давно, —
пояснял по дороге наш проводник.
Действительно, остатки крупного горного
предприятия в лесу видны повсеместно. Затопленный почти доверху ствол шахты
с бревенчатым срубом, уходящим вглубь земли. Шахтные отвалы черно-красных
цветов, остатки насыпей с хаотично разбросанными рельсами узкоколейки,
деревянные остовы каких-то сараев, бетонные развалины производственного
помещения, большой водоем явно искусственного происхождения. Ржавые
железяки, в том числе изъеденные временем и сыростью лошадиные подковы…
Осмотрели мы и узкий, по-видимому,
вентиляционный ствол шахты, уходящий на большую глубину и практически сухой.
Даже какой-то лаз просматривался на одной из стенок этого ствола, уходящий
горизонтально в сторону. Жаль, что никто из нас не спелеолог…
О важности научного труда
— Мы ведь не знали, что наши шахты были такими
знаменитыми, — сказала жена Вацлава Тамара, потчуя нас обедом. — Это
приезжали ребята из вашего института и привезли с собой статью о Еджыд-Кырте.
Мы им тоже шахты здешние показывали.
— Она у меня клубом заведует, — продолжил
Вацлав. — Прочитала статью о том, что здесь первый уголь добыли, и убедила
местную администрацию отметить 80-летие нашего поселка. В июне устроили
празднование. Вынесли столы на улицу возле клуба, поставили угощение. Все
пришли! Вот было весело! Еще и стенгазету в клубе повесили о нашей Кырте.
Значит, нужна наука людям.
Вместо эпилога
На следующий день, возвращаясь в Сыктывкар, на
переправе через Печору я понял, что нам очень повезло не только на наших
местных помощников, но и на погоду. Глядя на высокую штормовую волну,
пенящуюся барашками и гонимую ветром наискось против течения, мы ясно
осознали, что в такой обстановке поход на «казанке» был бы крайне опасным. И
опоздай мы на день, вся наша поездка просто бы не состоялась.
На фото:
паром через Печору.
Сегодняшний вид поселка Кырта.
Перевозка угля на пристань, Еджыд-Кырта, (фото1930-х гг).
Затопленный ствол шахты.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Сентябрь 2011 г. № 20-21 (1045) |
11.10.11