Знание, вера и общее дело |
«Роль науки и религии в современной России»
— так решено было обозначить круг проблем, обсуждавшихся на сентябрьском
заседании Уральского научно-исследовательского института человека. В тот
день местом дислокации интеллектуального клуба стал Уральский гуманитарный
институт. Благодаря этому почетный гость и новый член клуба, недавно
назначенный Синодом РПЦ архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
мог оценить атмосферу сотрудничества академического сообщества и вузов в
Екатеринбурге.
Впрочем, на сей раз происходящее в науке и
образовании в значительной мере осталось «за кадром», разговор не пошел
дальше обсуждения современных тенденций во взаимоотношениях науки и религии
— как действительных, так и в преломлении массового сознания. Директор ИИА
УрО РАН академик В.В. Алексеев, выступивший с основным докладом, заявил, что
«пора прекратить конфронтацию науки и религии, по крайней мере в социальной
и духовной сферах». Как и общество в целом, эти две области проявления
человеческого духа должны объединиться против деградации нравственности.
Русская православная церковь, по наблюдению докладчика, готова к диалогу и в
отличие от научной элиты уже опубликовала внятную концепцию современного
состояния общества и своих задач в этих условиях. По мнению В.В. Алексеева,
вопрос о роли религии в нашей стране тесно связан с пока безрезультатным
поиском национальной идеи. В свою очередь четко сформулированная
национальная идея определила бы стратегию модернизации экономики,
управления, науки и других важнейших общественных институтов.
Владыка Кирилл подчеркнул, что проблема не в
противостоянии верующих и атеистов, а в том, что пока мир остается во грехе,
«все достижения науки и прогресса будут ни к чему… Они не повлекут за собой
радость бытия, если мы не будем заботиться прежде всего о воспитании
человека и о спасении души». Эту мысль продолжил заведующий кафедрой
философии Российского государственного профессионально-педагогического
университета С.З. Гончаров. «Наука, — заметил он, — дает нам карту
закономерностей, но по ней не узнаешь, по какому пути надо двигаться, куда и
зачем». Разумеется, здесь речь идет прежде всего о нравственном поиске, о
вопросах смысла существования, а не удовлетворения жизненных потребностей.
По-видимому, никого в зале не оставило
равнодушным выступление протоиерея, доктора медицинских наук С.Е. Вогулкина
(Институт социально-экономического развития). «Взаимодействие науки и
религии может быть осуществлено лишь на одной платформе — на платформе
ответственности» — таков был его тезис, а далее последовали конкретные
примеры безответственности в промышленности, строительстве, экологии,
образовании — «благо», таких примеров нам действительно не занимать. Вкупе с
фотографиями уральских экологических катастроф выступление прозвучало более
чем эмоционально. Однако жаль, что практически ни у кого не нашлось слов в
защиту науки, не было полемики, которая, плохо это или хорошо, но все-таки
присутствовала на подобном заседании в Горном университете (см.
«НУ», 2011, № 8–9).
Пожалуй, лишь выступавший последним кандидат философских наук, ответственный
редактор «Вестника Уральского отделения РАН» В.П. Лукьянин констатировал,
что противоречия науки и религии во взглядах, к примеру, на происхождение
мира и человека никто не отменял. По его мнению, в приложении к конкретной
человеческой личности религиозность либо атеизм вовсе не тождественны
нравственности либо безнравственности. В то же время происходит вполне
политически осознанное сближение науки и религии в гуманитарной сфере жизни,
и «важно, что наука обязана заняться тем, чем она сейчас не занимается, —
вопросами души, воспитания, разработкой научной концепции образования».
С точки зрения проректора Екатеринбургской
духовной семинарии протоиерея П.И. Мангилева опасно «представление о том,
что наука может объяснить все и дать ответы на все вопросы, в результате
чего человек перестает удивляться миру». А ведь удивление в этом понимании —
начало всякого творчества. Изживать, по мнению П.И. Мангилева, необходимо
«не конфликт мировоззрений, а конфликт человеческих немощей», саму боязнь
как-либо менять мировоззрение.
Как справедливо отметил в конце заседания
председатель Совета ректоров Свердловской области член-корреспондент РАН
С.С. Набойченко, в совокупности выступления практически не содержали
конкретных предложений о взаимодействии науки и церкви по «преодолению
кризисной ситуации и развитию нашего Отечества» (как было заявлено в
программе круглого стола). В то же время вопросов — прежде всего
нравственного да и социально-политического характера — было поставлено
немало, реальной была озабоченность будущим. Будущим России, человечества в
целом, а также — человеческой личности, переживающей тот же системный кризис
и, значит, нуждающейся сегодня в объединении усилий и мировоззрений.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Октябрь 2011 г. № 22-23 (1046) |
24.10.11