В начале года кафедра философии ИФиП УрО РАН вновь собрала ученых и философов на «круглый стол». На этот раз центром обсуждения стала фигура А.И. Герцена — известного русского философа, писателя, публициста, общественного деятеля, которому в прошедшем году исполнилось бы 200 лет. Руководил встречей доктор философских наук, заведующий кафедрой философии ИФП УрО РАН Ю.И. Мирошников, участвовали докторы наук Д.В. Пивоваров и Н.В. Бряник (УрФУ), В.Д. Шмелев (УГЛТУ), М.М. Шитиков, (УрГГУ), Е.К. Созина (ИИиА), В.Ю. Ирхин (ИФМ), кандидаты наук А.С. Луньков (ИФиП), С.В. Токмянина (ИФиП), С. В. Оболкина(ИФиП), В.Т. Маклаков (УрФУ), В.П. Лукьянин (Вестник УрО РАН).
Как это ни удивительно, но проблемы XIX века до сих пор волнуют наши умы настолько, что участники этого «круглого стола» так и не смогли сойтись на сколько-нибудь компромисной позиции. В результате появилось два авторских текста, один из которых — В.И. Лукьянина — будет опубликован во 2-м номере «Вестника УрО РАН», а другой предлагается вниманию наших читателей на страницах «Науки Урала».
Наше обсуждение по истечении юбилейного года интересно хотя бы тем, что позволяет оглядеться и оценить происходящее «российское» «на фоне Герцена». Здесь важно учесть контекст «круглой даты». Сказать, будто она стала общественным событием — прикусить себе язык. Политональное — от полного неведения, небрежения и скепсиса до поклонения — отношение к Герцену в этот период стало особенно зримо, поставило вопрос нового прочтения, понимания — определения Герцена. А сам юбилей предстал для российского общества датой, если угодно, «вызывающей», словно оскоминный вопрос «что делать?» приобрел вариацию «что делать с Герценом?».
После его твердого и удобного стояния в советской ценностно-идеологической матрице «русских револю-ционеров-демократов — предшественников Октября», заданной неумолимыми суждениями Ленинской статьи «Памяти Герцена» столетней давности (кстати, юбилейной), сегодня появилась диаметрально противоположная формула. В «герценовском» номере журнал «Огонек» вынес на обложку определение «Диссидент № 1», т. е. родоначальник диссидентского движения от 60-х ХIХ в. до наших дней. И, понятно, почему: 200-летие великого соотечественника совпало с массовыми протестными акциями в Москве в связи со «странностями» последних парламентско-президентских выборов. Конечно, сразу и точнее всего реагирует язык — в русском интернете, вероятно, как эквивалент «Колоколу» появилось выражение «Сетевой Герцен». А далее можно проводить параллели между оппозиционерами прошлых лет и характерными лицами нынешней протестной волны: С. Перовская — К. Собчак, А. Марченко — С. Удальцов, В. Буковский — А. Навальный, — как это делает журнал. Ему вторит на You Tube В. Новодворская — «Нужен новый Герцен». Приехали! Вот и юбилей, вот и ответ на поставленный вопрос. Казалось бы, хрестоматийный символ борьбы с самодержавием становится символом противостояния сложившемуся образу новой российской государственности. Очевидно, на таком фоне Герцен выглядит фигурой неудобной, даже опасной, потому не вписывается в официальный идеологический мейнстрим. Такой Герцен (и Герцен вообще) нам не нужен: эмигрант, оппозиционер, Лондон… лишние ассоциации. Наверное, примерно так рассуждал и Александр II, сначала держа в Зимнем «Колокол» за настольную книгу, а после начала реформ 1861 г., читая «колокольную» критику их непоследовательности и не введя свободу слова, закрыл возможность возвращения Герцена в Россию. История вернулась — полюса сошлись.