Skip to Content

Археология

СОХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

К Международному дню памятников и исторических мест (Дню всемирного наследия), а также к отмечаемому в этом году 100-летию российской академической археологии в Екатеринбурге было приурочено открытие двух экспозиций в рамках единого проекта «Древнейшие памятники изобразительного искусства Урала и Сибири». Соорганизаторами акции стали Свердловское отделение российского Национального комитета Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Уральский государственный архитектурно-художественный университет и местное отделение Союза архитекторов России.
Первой в Уральском центре развития дизайна открылась выставка «Петроглифы Хакасии». Абаканский ученый, кандидат физико-математических наук С.Г. Нарылков разработал упрощенный, но весьма эффективный метод эстампажа для воспроизведения на графических листах древних наскальных изображений. Более тысячи лет назад в Китае научились переносить изображение с рельефной поверхности трудоемким путем нанесения многих слоев черной краски на рисовую бумагу. Нарылков, участник одной из экспедиций к петроглифам III–II тысячелетий до нашей эры в Хакасско-Минусинской котловине, предложил ускоренный метод копирования, при котором современная белая акриловая краска накладывается рисовую бумагу черного цвета. Это позволило получать сразу позитивные изображения петроглифов, воспроизводя при этом и фактуру «фона» — поверхности камня, то есть раскрыть во всей красоте замысел первобытных художников.
Петроглифы создавались на заре бронзового века носителями Окуневской культуры — на каменных стелах высечены фигуры людей, животных, фантастических существ, предметы обихода и оружие, сцены охоты и войны, по стилю изображения близкие к символическому орнаменту. Дальнейшей ступенью развития этой графики ученые считают появление и распространение енисейской рунической письменности в VIII веке нашей эры. Выставку уже увидели жители Москвы, городов Центральной России, Сибири и Карелии.

Год: 
2019
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
12
Абсолютный номер: 
1196
Изменено 25.06.2019 - 14:32

ДРЕВНЕЙШИЙ, ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАГАДОЧНЫЙ

В № 9–10 за этот год «Наука Урала» знакомила читателей с экспонатами выставки «Образы каменного века в искусстве Северной Евразии», объединившей несколько археологических коллекций в одном из залов Свердловского областного краеведческого музея. В свою очередь экспозиция стала частью гораздо более масштабного проекта. В середине июня в музее прошла международная научно-практическая конференция «Большой Шигирский идол в контексте искусства каменного века Северной Евразии», посвященная итогам комплексного исследования уникальной скульптуры, жемчужины собрания СОКМ. Партнерами музея в организации этого форума выступили, в частности, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Институт археологии РАН, Германский археологический институт и Государственное агентство по охране культурного наследия Нижней Саксонии.  В числе сопредседателей оргкомитета — заместитель директора ИИА УрО РАН доктор исторических наук Н.М. Чаиркина.
Напомним, что артефакт был обнаружен в 1890 г. при добыче золота на Шигирском торфянике, в 80 км к северо-западу от Екатеринбурга, где на разных приисках и на разной глубине находили и другие предметы и фрагменты. Идол изготовлен из ствола лиственницы, изначально представлял собой фигуру высотой 5,3 м с объемной головой и туловом в форме доски, испещренной изображениями, смысл и назначение которых пока полностью не расшифрованы, — орнаментальной резьбой и антропоморфными «личинами». Из-за плохой сохранности она распалась на части, и часть длиной около 1,9 м была утеряна. В 1914 г. археолог В.Я. Толмачев выполнил научную реконструкцию фигуры, а в 2014–2015 гг. немецкие ученые провели многоаспектную экспертизу. Комбинация двух методов — подсчета годовых колец и радиуглеродного анализа — позволила сделать заключение, что идолу до 11 500 лет, и его можно назвать древнейшей в мире монументальной скульптурой из дерева. С этим, впрочем, соглашаются далеко не все специалисты. С аргументами против выступила, в частности, сотрудник Государственного исторического музея (Москва) кандидат исторических наук Е.А. Кашина.

Год: 
2017
Месяц: 
июль
Номер выпуска: 
13-14
Абсолютный номер: 
1159
Изменено 26.07.2017 - 13:42

ДАЛЕКИЙ БЛИЗКИЙ ХЕРСОНЕС

Крым сейчас находится в центре внимания всей страны. Но, пожалуй, ни у кого из уральских ученых нет такой тесной связи с этим регионом, как у историков — легендарная Крымская археологическая экспедиция исторического факультета Уральского госуниверситета (ныне УрФУ), много лет исследовавшая древний Херсонес, знакома каждому из них. О ее истории и современном состоянии дел наш корреспондент попросил рассказать профессора Аллу Ильиничну Романчук, много лет руководившую раскопками, и ее сподвижников, нынешних руководителей практики в Севастополе, сотрудников департамента «Исторический факультет» Института гуманитарных наук УрФУ старшего преподавателя Людмилу Анатольевну Омелькову и доцента Олега Игоревича Нуждина.
— Почему именно Херсонес стал опорной точкой уральских археологов, изучающих античность? Есть ведь и другие греческие города Причерноморья — Ольвия, Горгиппия. В чем уникальность Херсонеса, или просто так «исторически сложилось»?
А.И. Романчук: Я думаю, что ответ заложен уже в самом названии, которое мы всегда пишем через тире — Херсонес — Херсон — Корсунь русских летописей. Если рассматривать историю греческих колоний Северного Причерноморья в целом, то Херсонес был единственным центром, у которого мы видим континуитет (непрерывность исторического развития — ред.) от античности до средних веков. Это первое и самое объективное основание выбора. Но есть и субъективные: во-первых, создатель экспедиции Евгений Георгиевич Суров, защитивший диссертацию на тему «Винодельческий промысел Херсонеса Таврического», перед войной был преподавателем Свердловского пединститута. Во-вторых, 30 декабря 1941 года вагон с архивными материалами и частью коллекции херсонесских находок прибыл из Севастополя именно в Свердловск — назначенное Наркомпросом место эвакуации. И третье — в педагогическом институте работал в это время Михаил Яковлевич Сюзюмов, выдающийся византинист, создатель уральской школы византинистики. И одной из тем, которые его больше всего интересовали как ученого, как раз и был континуитет средневекового византийского города. Тут сошлись и объективные и субъективные предпосылки, как всегда в истории.

Год: 
2014
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
7-8
Абсолютный номер: 
1097
Изменено 24.04.2014 - 11:31
RSS-материал


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47