Сберечь Бузулукский бор

 

 

Окончание.
 Начало в предыдущем номере
 

Еще одна проблема, имеющая прямое отношение к работе Чибилева и тематике нашего издания — отсутствие в молодом национальном парке собственного научно-исследовательского сектора. То есть в штатном расписании он существует, но пока не укомплектован. Укомплектованы служба охраны, противопожарная служба, оперативные группы, есть энтузиасты экологического просвещения, а вот ученых — дефицит. Тогда как именно они обосновали необходимость парка и только они могут дать рекомендации, как правильно обустроить его жизнь. Поэтому, как сообщил Валентин Евгеньевич Баранкин, дирекция вместе с Минприроды и Министерством сельского хозяйства РФ решает вопрос о передаче опытной лесной станции имени Тольского в структуру парка. Как нам показалось, ее сотрудники против такой реорганизации не возражают — ведь штат ЛОС в последние годы сокращают, и ее существование в нынешнем виде проблематично. Не возражает и Чибилев.
 

Хотя на самом деле, как уже ясно из сказанного, присутствие академической науки в бору несомненно. И очевидно — в виде стационара — филиала Института степи УрО РАН, где нас гостеприимно принимала его «хозяйка» и единственный штатный сотрудник Ольга Владимировна Кузьмина. Стационар, расположенный на берегу речки Боровки в почти уже курортном поселке Партизанский (в нем активно строятся санатории, турбазы — оренбуржцы, самарцы, бузулукцы полюбили здесь отдыхать, а значит, растет и туристический бизнес) — это четыре скромных по сравнению с растущими рядом строениями домика, возведенных силами хозяйственных служб института. Здесь есть все условия, чтобы передохнуть между экспедициями, обсудить специальные вопросы, как следует помыться в бане, а с недавних пор — и провести серьезное научное мероприятие. В конце концов, не все же лето одержимым экологам, ботаникам, степеведам ночевать в спальниках и палатках, откармливая комаров… Но прежде всего это не место для легкомысленного отдыха, а полигон для серьезной исследовательской работы. Не случайно под грифом стационара вышел уже второй том материалов серии «Бузулукский бор». Первый том (2008 г.), посвященный Я.Н. Даркшевичу, составляет подробное эколого-экономическое обоснование создания национального парка, ставшее основой для правительственного постановления о его организации. Сделано это, подчеркнем, совершенно бесплатно, что называется, из любви к идее. Может быть, потому она и стала реальностью.
 

В конце июня — начале июля в стационаре прошел первый более-менее солидный научный форум — международная школа молодых ученых «Природное разнообразие и устойчивость субаридных экосистем Евразии». Около полусотни участников из разных городов и стран обсуждали новые тенденции современного степеведения, вопросы разнообразия евразийских степей, их историко-культурное наследие. Из конкретных тем рассмотрены последствия урагана, решено оценить масштабы ущерба и сделать прогноз этих последствий. Кроме того, запланировано установить в поселке Опытный мемориальные знаки А.П. Тольскому, Я.Н. Даркшевичу, Г.Ф. Морозову, Г.Н. Высоцкому, а также провести отдельный семинар памяти Даркшевича.
 

То есть стационар активно функционирует, расширяет сферу своих занятий. И вряд ли есть смысл подчинять эту деятельность кому-то кроме РАН — даже организации, создания которой сами же ученые и добились. Для чистоты жанра. Все-таки академическая наука должна быть независимой…
И теперь, наконец, о нефти — главной, по видимому, «болевой точке» Бузулукского бора, теме, к которой, похоже, здесь будут возврашаться постоянно. Слишком уж высоки ставки.
 

Бурить или не бурить?

Этот поистине гамлетовский для здешних мест вопрос витает над бором уже больше полувека, с тех пор, как в конце пятидесятых сюда пришли нефтяники и газовики, начали вести разведку и обнаружили серьезные запасы чрезвычайно полезных и прибыльных ископаемых. Точнее, теперь вопрос звучит иначе: «Качать или не качать?» Потому что уже пробурили. И начали добычу, которая продолжалась вплоть до семидесятых годов, когда было принято решение о ее запрете. Но с тех пор, как образно пишет Чибилев, на территории бора остались десятки глубоких ран. Сейчас скважины законсервированы, однако за их состояние никто толком не отвечает. Вот цитата из справки, которую дали нам в администрации национального парка: «В районе устьев целого ряда скважин отмечаются нефтегазопроявления, создающие угрозу загрязнения окружающей среды». А именно — уникального бора. Если же возобновить здесь промышленную добычу нефти и газа — и академические, и «минприродовские» специалисты однозначно убеждены: бору со всей его флорой и фауной, красотами и раритетами придет конец, он просто исчезнет. Вместо этого нужен постоянный «комплексный геоэкологический мониторинг природной среды», а также «плановые ремонтно-ликвидационные работы на скважинах» (выдержки из того же документа).
 

Но нефтяники и поддерживающие их представители власти, как мы поняли, ведут вокруг бора постоянную игру, стремясь так или иначе добраться до его недр. Игра эта приобретает разные формы, то затихает, то усиливается, однако смысл ее неизменен. Достаточно вспомнить, что одним из лозунгов, с которым шел на выборы прежний губернатор Оренбургской области, был «Мы достанем нефть из под Бора!». Потом благодаря влиянию общественности, журналистов, ученых лозунг как бы забылся, озвучиваться перестал. Мало того. Компания ТНК-ВР (а именно она сегодня контролирует нефтяные промыслы Оренбуржья) вроде как всячески поддерживает молодой национальный парк. Например, очень помогла с землеустройством. С другой стороны, теоретикам и практикам природоохранного дела периодически поступают интересные предложения. Александр Александрович рассказал, как некоторое время назад руководители российской ветви BP обратились к нему с предложением посетить Великобританию и посмотреть, какие «идеально чистые» там технологии нефтедобычи. «Почему — Великобритания? — резонно переспросил тогда Чибилев. — Там другие условия, другая природа. Покажите мне эту чистоту в России, конкретно — в Оренбуржье…»
 

Сегодня, когда BP приобрела скандальную известность во всем мире благодаря утечке из скважин в Мексиканском заливе, пропаганда ее экологически чистых технологий выглядит по меньшей мере несвоевременной. Тем не менее, скорей всего, «перетягивание каната» между нефтяниками и экологами будет продолжаться. Ясно, что нефть — это гигантские прибыли, рабочие места, большие зарплаты, и нужна она не только магнатам, но и простым гражданам. Однако человечество должно выбирать: иметь хорошие деньги, пользоваться всеми благами цивилизации — или дышать испорченным воздухом, ходить по обезображенной ради этих благ земле, показывать своим детям целлулоидные, а не живые растения…
 


Андрей ПОНИЗОВКИН
 

 

На фото:

 

После пожара.

после пожара.

 

 

Река Боровка.

Река Боровка.

 

 

А.А. Чибилев выступает на школе молодых ученых.

А.А. Чибилев выступает на школе молодых ученых.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2010 г. № 21 (1025)

01.10.10

 Рейтинг ресурсов