Мы будем помнить |
16 января не стало Анатолия Грахова. До
последнего дня он был другом нашей редакции, всегда интересовался новостями
Уральского отделения РАН. Один из крупнейших отечественных
фотографов-документалистов, более 35 лет проработавший собственным
корреспондентом Телеграфного агентства СССР, он много лет трудился в штате
«Науки Урала». Хроника научной жизни в его исполнении — образец мастерства
фотокорреспондента: Анатолий Андреевич чувствовал нерв события, умел уловить
динамику, найти нужный ракурс и соотношение света и тени. Но все
профессиональные приемы были для него лишь средством показать главное: не
просто миг жизни, событие — но событие в его человеческом измерении. Он
любил и умел снимать людей: за работой, в общении, в движении — в момент
проявления натуры, характера, таланта. Именно поэтому — как сегодня признают
и коллеги, и широкий зритель — ему удалось запечатлеть эпоху, шесть с лишним
десятилетий истории страны.
Анатолий Андреевич Грахов родился в 1923 г. в
удмуртском селе Грахово. Его мама Антонида Яковлевна родила и воспитала
одиннадцать детей. Конечно же, в нужде, впроголодь, но, видимо, правильно
воспитала. Анатолий окончил железнодорожную школу ФЗО в Красноярске, успел
поработать стрелочником, то есть почувствовать себя уже не крестьянином, а
частицей рабочего класса. С первых дней Великой Отечественной войны он
настойчиво добивался отправки в действующую армию, выучился на связиста и с
1943 по 1945 г. воевал на Калининском фронте, командовал взводом связи и за
участие в форсировании Западной Двины был награжден орденом Красной Звезды.
Именно боевая обстановка выявила качества, впоследствии так пригодившиеся
сотруднику ТАСС: смелость, трудолюбие, общительность, смекалку и
находчивость в «пиковых» ситуациях.
В феврале 1945 г. под Кенигсбергом Грахов был
тяжело ранен, лечился в госпиталях Перми и Свердловска, затем служил в
Харбине и только в 1947 г. по состоянию здоровья демобилизовался. В том же
году в газете «Уральский рабочий» был опубликован его первый фоторепортаж —
с уборки урожая в Бисертском районе.
Анатолий Андреевич вспоминал, как однажды на
фронте, переплывая под обстрелом реку, он вдруг подумал: «Хоть бы кто нас
сфотографировал в эту минуту — ведь может случиться, что и не доплывем…». Он
доплыл. Вернулся с войны и… стал фотографом. Работал всегда с полной
самоотдачей, старался и успеть первым, и снять — не только быстро, но и
наилучшим образом. В 1955 г., когда Анатолий Грахов был принят стажером в
ТАСС, из 100 присланных им в первый же месяц снимков 35 пошли в печать — до
сих пор никем не побит этот своеобразный двойной рекорд производительности и
качества.
Конечно же, выполняя репортерские задания в
1950–1980-е годы, он снимал в соответствии с официальной идеологией «успехи»
и «вехи»: сельские угодья и передовые животноводческие комплексы,
металлургические и машиностроительные цеха, строящиеся городские кварталы,
транспортные магистрали… Но, разумеется, не только сейчас, но даже и в те
годы качество работ, индивидуальный почерк автора снимков определялись не
этим. Фотографии Грахова — особенно сегодня, при ретроспективном взгляде —
говорят сами за себя, живут своей жизнью, благодаря содержанию, вложенному в
каждый кадр уже в момент его создания. В них дух времени выражается через
сюжет, сюжет так или иначе высвечивает характер (если в кадре есть человек)
либо настроение, состояние, эмоцию (в пейзажах, интерьерах и т.д.).
Подлинность момента, мысль и чувство персонажа и… присутствие «за кадром»
автора, но не в качестве режиссера-постановщика, а как свидетеля, способного
остановить мгновенье. «Фотография хороша, когда читается без подписи. А
лучшие кадры получаются, когда фотограф становится «невидимым» для героев…»
— поясняет мастер в одном из интервью. Он всегда настаивал на особой роли
сюжета в фотографии, но кроме того, несомненно, обладал и психологической
проницательностью. Им создано немало ярких, выразительных портретов
современников, земляков-уральцев: крестьян и рабочих, спортсменов и
артистов, с особой сердечностью — детей и стариков. В недавние годы, поездив
по миру, Грахов воспользовался возможностью поснимать парижан, лондонцев,
египтян. И к каждому у него — свой подход, свой способ выявить и запечатлеть
главное в человеке: не только лицо и жест, но — натуру и судьбу. Ему
доводилось снимать и знаменитостей, причем зачастую эти люди были
действительно любимы широкой публикой, народом. Фидель Кастро, Джавахарлал
Неру и Индира Ганди, Аркадий Райкин и Муслим Магомаев, Евгений Евтушенко и
Чингиз Айтматов, цвет уральской интеллигенции второй половины XX века, в том
числе и крупнейшие ученые УНЦ — УрО РАН… Это не просто снимки из разряда «я
там был и я его видел», это, повторюсь, психологически точные зарисовки,
иногда — с долей юмора, часто — с искренней симпатией к собеседнику.
Вспоминаю (вспоминают все, кому приходилось беседовать с ним за просмотром
архива), насколько живо, образно рассказывал Анатолий Андреевич о тех, кого
снимал, о том, как снимал и где, на какие ухищрения приходилось идти ради
удачного кадра. Рассказчиком он был замечательным и в других ценил остроумие
и независимость суждений.
Последние годы стали для мастера по-своему
плодотворными: может быть, он уже не снимал столько, как прежде, зато
подготовил несколько персональных выставок и издал 7 авторских альбомов. В
2009 г. за фотоальбомы «Свердловск» и «30 лет в ТАСС» Анатолий Грахов был
награжден премией Губернатора Свердловской области. Последним прижизненным
изданием стала книга «Фотобиография» — не в строгом смысле альбом, а
летопись жизни фотографа, представленная его работами в сопровождении
комментариев А. Застырца (см.
«НУ». 2010, №
26–27). Автор еще успел побывать на ее премьере в Музее писателей Урала,
поговорить с читателями, коллегами, старыми друзьями, услышать восторженные
отзывы. Никто не мог и предположить, что скоро — придется прощаться…
Потеря человека — мужа и отца, друга, коллеги,
мастера и учителя — ощущается очень остро, но в день прощания с Анатолием
Граховым не раз звучала мысль о необходимости сохранения и дальнейшей
публикации фотоснимков из его богатого архива, что стало бы лучшей данью
памяти профессионалу и художнику. А с нами навсегда останется его живой
образ — жизнелюба, оптимиста и неутомимого труженика.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Январь 2011 г. № 02 (1032) |
02.02.11