Ru | En
Каждый ребенок желает знать... В Екатеринбурге возрождается Малая академия наук
Строительство микрорайона «Академический» в столице Урала, о котором наша газета неоднократно писала, предполагает создание нового качества жизни — комфортного жилья, развитой инфраструктуры и благоприятной среды для интеллектуальной деятельности. Екатеринбургский «наукоград» быстро развивается и не перестает радовать новациями. А сотрудники УрО РАН и педагоги расположенной здесь общеобразовательной школы №16 в рамках развития социально-педагогического комплекса района уже в течение полугода закладывают фундамент обновленной Малой академии наук.
В 1970-е годы практически при всех филиалах и отделениях АН СССР были созданы малые академии с целью знакомства старшеклассников с наукой и помощи в выборе будущей профессии. В Свердловской области в МАН входили 22 секции, такие как математическая, экологическая, экономическая, физическая, химическая, педагогическая — всех не перечислишь. К сожалению, прежде активно работавшие, они не пережили перестройку. Одна из немногих, преодолевших трудности и последствия смены государственного строя — МАН при Коми научном центре УрО РАН в Сыктывкаре была основана еще в 1965 году и по сей день продолжает работу. Ребята обучаются на геологическом, биологическом, физиологическом, физико-математическом, химическом, медицинском и историческом отделениях. Занятия проходят каждый год с ноября по апрель-май в форме экскурсий по институтам, презентаций, практических часов, и каждый выпускник МАН получает диплом. Малая академия также участвует в организации научных олимпиад и конкурсов старшеклассников и оказывает научно-методическую помощь школьным научным кружкам и факультативам.
Координатор проекта МАН в Екатеринбурге главный специалист научно-организационного отдела управления научных исследований Президиума УрО РАН кандидат философских наук Анна Эдхемовна Курумчина опирается и на опыт новосибирского Академгородка, где ученые Сибирского отделения РАН регулярно читают лекции для школьников. Они собирают полные залы, ребята постоянно выполняют исследовательские работы под их руководством и участвуют с ними в научно-практических конференциях на всероссийском уровне. «Пробный шар» — именно так охарактеризовала Анна Эдхемовна современный этап деятельности МАН в Екатеринбурге. За последние два месяца ушедшего года для учеников 6–10-х классов молодые ученые УрО РАН прочитали 48 часов лекций. Председатель совета молодых ученых кандидат физико-математических наук Николай Александрович Кругликов познакомил школьников с астрономией, а его коллега из Института органического синтеза кандидат химических наук Александр Михайлович Демин рассказал о принципах создания диагностических препаратов на основе магнитных наночастиц. Также ученики познакомились с основами теории регенерации, термического анализа, супрамолекулярной химии и с особенностями радиоактивного загрязнения на Урале. Ребята с энтузиазмом восприняли новую форму обучения, слушали лекции с большим интересом, активно участвовали в обсуждении. Подобные мероприятия, несомненно, помогают школьникам осмыслить проблемы современной науки и ее практическую значимость, определить серьезность и глубину своих научных интересов, понять, чем занимаются исследователи в институтах, как стать доктором наук и зачем нужно изучать физику, химию, биологию. Для некоторых эти познавательные занятия, возможно, станут судьбоносными, помогут определиться с будущей профессией. Несколько ребят уже заинтересовались конкретными областями науки, и им предложили индивидуально поработать с наставниками из УрО РАН. Во втором полугодии также будут проводиться лекции и академические часы. В феврале в школе и детском саду «Академического» отметили День науки, а для дошколят организовали конкурс рисунка «Наука глазами детей». Возможно, в институтах УрО РАН пройдут дни открытых дверей для самых юных, если эту инициативу поддержит руководство «Ренова-СтройГруп-Академическое».
Мария БЫЧКОВА