Skip to Content

УЧЕНЫЕ В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ

Старт дан. Будет ли продолжение?

На протяжении практически всей своей истории академическая наука на Урале была тесно связана не только с учебным процессом в вузах, техникумах, общеобразовательных школах, но и с внешкольными занятиями «по интересам». Специалисты в самых разных областях (причем часто – самого высокого класса) знакомили ребят с историей и новейшими достижениями в своих дисциплинах, а главное – умели привить настоящий интерес к познанию и первые навыки научной работы. Самый яркий пример в этом смысле - по настоящему подвижническая «общеобразовательная» деятельность великого математика академика Н.Н. Красовского, о которой наша газета не раз писала.

В первое «постсоветское» десятилетие, в годы постоянного недофинансирования Академии наук работа по воспитанию научной смены в подавляющем большинстве научных учреждений (за исключением самых стойких - таких, как Коми научный центр и Институт математики УрО РАН) пришла в упадок. Но в последнее время это благородное и крайне полезное для страны дело благодаря поддержке руководства Отделения начало обретать второе дыхание. Предлагаем обзор основных итогов года в этой сфере, подготовленный на основе выступления на президиуме УрО РАН председателя Совета молодых ученых Уральского отделения РАН кандидата физико-математических наук Алексея Курлова.

Из выделенных 2 млн было израсходовано 1 млн 653 тыс. рублей. Благодаря этим средствам к работе удалось привлечь 228 сотрудников УрО РАН, которые в течение всего 2014 года просвещали учащихся 103 учебных заведений на всей территории Отделения. Они проводили и теоретические, и практические занятия, экскурсии как по лабораториям и музеям УрО РАН, так и полевые; организовывали различные школьные конкурсы, осуществляли научное руководство выполнением проектов и подготовкой рефератов для этих конкурсов. Кроме того развивались такие формы работы, как «Академический час» (обзорные научно-популярные лекции маститых ученых перед широкой аудиторией), участие в жюри или экспертиза конкурсных школьных работ.
В Архангельском научном центре в двух институтах к работе было привлечено 20 человек, в течение года занимавшихся с учащимися 11 школ. Среди проведенных экскурсий — в частности, «Познавательная сейсмология», «Жизнь и здоровье человека в условиях Севера», «Научно-популярная иммунология», «Роль гормонов в организме человека», «Мозг человека: можно ли научиться управлять ритмом сердца», посещения лабораторий ИФПА и музея ИЭПС УрО РАН «Биоразнообразие Севера». Помимо этого Совет молодых ученых УрО РАН в июне 2014 года провел в Архангельском научном центре V междисциплинарную конференцию, куда были приглашены студенты Архангельского педагогического колледжа и Северного (Арктического) федерального университета. Молодые ученые УрО РАН выступили перед ними с научно-популярными докладами и провели экскурсии по институтам Архангельского научного центра.
Эффективная работа со школьниками велась и в Оренбургском научном центре силами молодых ученых двух институтов (ИКВС и ИС). Более двадцати сотрудников проводили занятия и экскурсии для учащихся девяти школ. Так, молодые ученые участвовали в организации и проведении «Академии школьных наук» для одаренных старшеклассников в дни весенних и осенних каникул, а также активно взаимодействовали с Академией юных талантов «Созвездие» и Оренбургским областным детским эколого-биологическим центром. Они были задействованы в качестве членов жюри на конкурсе «Учитель года» и областного слета юных экологов «Заповедные острова».
В Удмуртском научном центре с энтузиазмом взялись за дело сотрудники УИИЯЛ. В конце февраля совместно с Республиканским эколого-биологическим центром для школьников они организовали и провели «День академической науки в Удмуртской Республике». В работу включились и молодые представители Института механики, организовавшие экскурсии в лаборатории института и занятия, посвященные лазерным технологиям, нанодвигателям, летательным аппаратам вертикального взлета и многому другому. В целом 17 сотрудников институтов Удмуртского НЦ встречались с учащимися двенадцати школ и четырех вузов.
В Пермском научном центре пропаганда знаний велась силами 19 сотрудников всех четырех институтов в десяти школах, одном вузе и колледже. Среди затронутых тем — «Возможности человеческого мозга», «Устройство нашей Вселенной» и другие. А для учеников 10-го лицея кандидат биологических наук А.В. Ахова прочитала целый курс лекций на английском языке на тему «Биохимия человека (Humanbiochemistry)». Также молодые ученые консультировали проекты школьников — и успешно, поскольку впоследствии эти работы заняли призовые места на конкурсах различного уровня.
Масштабные мероприятия по воспитанию будущих исследовательских кадров проводятся в Коми научном центре. В этом году в рамках выделенного финансирования в них участвовал 61 сотрудник из 6 научных учреждений республиканского центра, а аудиторию составили учащиеся двадцати четырех школ, трех техникумов и двух вузов. Молодые ученые Института биологии при сотрудничестве с экологическим отделением Малой академии Коми НЦ и эколого-образовательным центром «Снегирь» ИБ прочитли 51 лекцию, провели пятую школьную республиканскую конференцию научно-исследовательских работ по экологии «Вавиловские чтения», организовали восемь экскурсий в лаборатории института и подготовили летнюю экологическую практику для школьников. В Геологическом музее Института геологии сотрудники проводили занятия на темы «Геологическое наследие Республики Коми» и «Полезные ископаемые Республики Коми». В Институте физиологии молодые ученые читали лекции по физиологии человека и животных. Состоялись также ознакомительные экскурсии для учащихся старших классов городских и сельских школ. Доктор биологических наук Ю.Г. Солонин провел «академический час» на тему «Физиология человека в полете». Молодые ученые Института языка, литературы и истории Коми НЦ знакомили школьников с национальной коми литературой и ее особенностями, провели занятия, посвященные Великой Отечественной войне с учениками сельской школы, экскурсии для ребят на базе музея Археологии Коми НЦ УрО РАН. И это только малая часть из того, что было сделано в уходящем году в Коми научном центре.
В Екатеринбурге финансирование было выделено 15 институтам, всего было задействовано 90 человек, которые для учащихся 22 школ города и Свердловской области, а также для студентов техникума и вуза в течение всего года вели занятия, экскурсии, оказывали помощь в подготовке проектов и рефератов, организовали другие мероприятия. Кроме этого, в некоторых школах был проведен «академический час». В школе № 16 академик В.Н. Чарушин прочел обзорную лекцию «Уральская научная школа химиков-органиков и современный органический синтез», доктор физико-математических наук И.В. Медведева сделала обзор глобальных экологических проблем для учащихся города Реж, а член-корреспондент РАН А.А. Ремпель рассказал ученикам 19-й школы о загадках нано. Для школьников проводили практические занятия, разрабатывали и читали целые курсы научно-популярных лекций. В апреле молодые ученые Института математики и механики провели для школьников Екатеринбурга Весенний кубок по математическим играм, а в ноябре, уже совместно с Институтом машиноведения — Осенний кубок.
Всего за год благодаря адресной финансовой помощи пропаганду знаний удалось существенно активизировать на всей территории Отделения. К работе с учащимися были привлечены дополнительные силы, существенно расширился круг учебных заведений, в которых популяризировалась научная деятельность. В целом, отзывы как от пропагандистов знаний, так и от их слушателей были только положительные.
Старт этой большой и крайне полезной работе дан. Теперь на повестке вопрос: будет ли продолжение?

А.С. КУРЛОВ, кандидат физико-математических наук, председатель Совета молодых ученых УрО РАН
На фото: доктор биологических наук, ведущий научный ссотрудник ИКВС УрО РАН Т.Н. Яценко-Степанова ведет выездной лабораторный практикум;
академик В.Н. Чарушин проводит академический час на тему «Уральская научная школа химиков-органиков и современный органический синтез» в школе № 16 (р-н Академический, г. Екатеринбург);
кандидат геолого-минералогических наук И.С. Астахова на занятиях в Геологическом музее им. А.А. Чернова Института геологии Коми НЦ УрО РАН;
научные сотрудники лаборатории фторорганических соединений ИОС УрО РАН вместе с учащимися 5-х и 6-х классов проводят простые, но зрелищные опыты по химии;
 кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник ИЭПС УрО РАН Н.В. Ваганова проводит урок на тему «Познавательная сейсмология»;
инженер-исследователь лаборатории динамики дисперсных систем К.А. Бушуева знакомит учащихся 11-х классов лицея №1 со свойствами магнитных жидкостей;
знакомство школьников с экспонатами музея ИЭПС УрО РАН «Биоразнообразие Севера»;
экскурсия для школьников в музее археологии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН.

 

Год: 
2014
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1110
Изменено 24.12.2014 - 15:02


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47