Skip to Content

КОЛЕСА ДИКТУЮТ ВАГОННЫЕ

Многие читатели старшего поколения помнят эти слова из песни, а вот архангельские ученые теперь не только слушают песню колес, но и записывают, и расшифровывают ее смысл. В ФИЦКИА УрО РАН разрабатывается система мониторинга железнодорожного полотна на основе сейсмодатчиков.
Движущиеся железнодорожные составы являются источником вибраций, негативно воздействующих на земляное полотно. Его обследования традиционно выполняются с помощью датчиков-акселерометров, которые записывают ускорение и нацелены на фиксацию высокочастотных вибраций грунта. Сейсмологи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения РАН (Архангельск) впервые применили для полотна железной дороги широкополосные датчики-велосиметры, позволяющие оценить параметры скорости колебаний грунта в области низких частот. Результаты проделанной работы опубликованы в научном журнале Canadian Geotechnical Journal (квартиль Q1 в базе Scientific Journal Rankings).
Как отмечает зав лабораторией сейсмологии ФИЦКИА УрО РАН Галина Антоновская, скорость является более чувствительным параметром к изменениям геологической среды, чем ускорение. На опытном участке железнодорожного полотна были установлены широкополосные велосиметры с большим динамическим диапазоном, хорошо зарекомендовавшие себя в сейсмологии для фиксации землетрясений. Приборы зафиксировали низкочастотные колебания и во время, и после движения железнодорожного состава.
— Анализ сейсмической записи проходящих поездов в широкой полосе частот показал, что низкочастотные колебания присутствуют не только во время прохождения поезда, но и после. То есть мы наблюдаем реакцию грунта (насыпи) на воздействие проходящего состава. Причем проседание (смятие) насыпи происходит сильнее в направлении поперек железнодорожного пути, а не по вертикали, как это принято считать. Благодаря использованию трехкомпонентных широкополосных сейсмических датчиков нам удалось увидеть процесс релаксации грунта в низкочастотной области (ниже 0.1 Гц) после прохождения поезда, — комментирует Галина Антоновская.
Исследовательские работы проводились на участке Северной железной дороги в Онежском районе Архангельской области, территориально относящемся к арктической зоне РФ. Аппаратура была установлена у основания насыпи. Система непрерывного мониторинга работала с апреля по июнь — в период оттаивания грунта.
Анализ участков сейсмической записи релаксации грунта в диапазоне сверхнизких частот позволил ученым подобрать наиболее информативные параметры, отражающие изменения свойств грунта. Что примечательно, для расчетов использовалась модель Эльзассера, применяемая для описания геодинамики литосферных плит в низкочастотной области: идеи классической сейсмологии послужили для решения прикладной задачи.
Была создана программа автоматической обработки данных, которая станет частью технологии непрерывного мониторинга железнодорожного полотна. Такая система, например, поможет следить за изменениями состояния грунта на ослабленных участках железнодорожного полотна на удаленных территориях Арктики, где происходит таяние мерзлоты.
По словам ученых, основное преимущество разрабатываемой технологии автоматизированного мониторинга по сравнению с эпизодическими (дискретными) обследованиями заключаются в возможности обнаружения опасных процессов на ранней стадии их развития. Перспективным исследованием заинтересовались научные сотрудники Российского университета транспорта.
Вадим Рыкусов, Архангельск.
На схеме внизу: характерный вид волновых форм, зарегистрированных широкополосным сейсмометром при движении поезда: а) исходная запись поезда; б) с применением низкочастотного фильтра 0.1 Гц;
вверху — установка оборудования
 
Год: 
2023
Месяц: 
январь
Номер выпуска: 
1-2
Абсолютный номер: 
1263
Изменено 16.01.2023 - 17:40


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47