Skip to Content

О ЗОДЧЕСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА

Город Архангельск известен не только как первый морской порт и колыбель российского флота. Это также крупный центр изучения, сохранения и популяризации культурного наследия Русского Севера и Арктики, и прежде всего деревянной архитектуры.
 
Особое направление
Деревянное зодчество — особое самостоятельное направление русской традиционной архитектуры. В его уникальном качестве и разнообразии оно представлено в России, которая всегда была «лесной, таежной» страной. Это поистине общенациональная архитектура, которая впитала в себя мифопоэтическое и христианское мировоззрение народа. История русской деревянной архитектуры в значительной степени является историей деревянного зодчества Русского Севера. Понятие «Русский Север» отражает также значительную «русскость» региона, здесь, по мнению художника и искусствоведа Игоря Грабаря, были «выработаны все те совершенные формы деревянного зодчества, которые в течение веков непрерывно влияли на всю совокупность русского искусства».
Значительная часть памятников исторически сохранилась в Архангельской области. Поэтому здесь в 1964 году был создан самый крупный музей под открытым небом в России — «Малые Корелы».
Академическими и прикладными архитектурно-этнографическими исследованиями занимается научный центр традиционной культуры и музейных практик ФИЦ комплексного изучения Арктики УрО РАН. Примечательно, что сотрудники ФИЦКИА А.Н. Давыдов, И.В. Данилов, А.Б. Пермиловская ранее входили в группу создателей музея-заповедника «Малые Корелы» и уже оттуда их путь лежал в академическую науку.
С 2018 года НЦ традиционной культуры и музейных практик развивается под руководством академика Академии архитектурного наследия, доктора культурологии Анны Пермиловской. Это структурное подразделение в составе ФИЦКИА УрО РАН. С 2018 по 2024 год сотрудники НЦ организовали и провели 11 архитектурно-этнографических экспедиций. Обследовано 12 сельских исторических поселений на территории Архангельской и Мурманской областей. Изучены культурные ландшафты Онежского Поморья: села Ворзогоры, Малошуйка, Пурнема, деревни Лямца и Нижмозеро. Обследованы поселения Терского Поморья: села Варзуга и Кузомень. Проведены исследования посада Нёнокса Летнего берега Белого моря и села Заостровье. Также изучены поселения Мезени, Нижнего Подвинья и среднего течения Онеги: деревня Кимжа, села Чухчерема и Турчасово. В ходе работы было опрошено 106 информантов и выполнено 65 схематических планов и обмеров поселений, деревянных памятников культовой, гражданской и хозяйственной архитектуры.
 
Новая книга
В начале нынешнего года вышла большая богато иллюстрированная монография «Зодчие Русского Севера», которая создавалась при участии Анны Пермиловской. Миссия книги — изучение и популяризация истории Русского Севера, воплощенной в культурном ландшафте, неотъемлемой частью которого является уникальное деревянное зодчество. На страницах издания представлены новые исторические и этнографические иллюстрации, памятники деревянной архитектуры, обмеры, которые ранее не были опубликованы. Некоторые из сооружений утрачены и известны лишь по рисункам и фотографиям. Но многие сохранились и были сняты в 2023 году специально для нового издания. Это памятники Архангельской, Ленинградской, Мурманской областей, Карелии.
Авторы книги хотят привлечь внимание к ветшающим деревянным памятникам, которые еще могут быть спасены — законсервированы и отреставрированы. Издание включает три главы: «Освоение Русского Севера» (автор — доктор исторических наук, профессор А.М. Пашков, Петрозаводский государственный университет, Республика Карелия); «Культурный ландшафт» (автор — А.Б. Пермиловская); «Избранные памятники» (автор — историк архитектуры, главный специалист-искусствовед «НИиПИ Спецреставрация» Т.С. Ковалевская, Санкт-Петербург).
Подарочное издание вышло в санкт-петербургском издательстве «Галерея печати» при поддержке компании «Стрижи» (Новосибирск). Во вступлении к изданию генеральный директор компании Игорь Белокобыльский пишет: «Деревянное зодчество Русского Севера — бесценный артефакт самосознания русского народа. Предельно исторический и при этом предельно живой и уютный, достоверный и загадочно-мифологический. Современник, попадая в поле притяжения этих памятников, может осознать сакральность человеческого бытия, его согласованность с ритмами мироздания, его неоспоримую связь с Вечностью. Эта книга — то немногое, что мы можем сделать для сохранения памяти о феномене русского деревянного зодчества. Я благодарен авторам, принявшим участие в этом проекте, за научную безупречность и глубокое человеческое уважение, с которым они подошли к изданию книги. Я счастлив возможности участвовать в этом проекте и надеюсь, что наш труд «Зодчие Русского Севера» найдет своего читателя».
Издание о деревянном зодчестве — показательный и яркий пример востребованности и сотрудничества науки, бизнеса и издателей, а также использования классического северного деревянного зодчества в современной архитектуре России.
 
Этнографическая выставка
Интересное и важное направление эмпирических исследований ученых-культурологов — сбор артефактов. Этнографическая коллекция НЦ традиционной культуры и музейных практик включает около 100 экспонатов. В основном это предметы крестьянского быта: кухонная утварь, предметы традиционных народных промыслов, сельскохозяйственные инструменты. Значительную часть фонда составляют артефакты поморской культуры. Объем коллекции скромный, создается по инициативе сотрудников, однако она состоит из самых разнообразных вещей XIX–XX вв. — от небольших кованых гвоздей и домотканых ковриков до прялок и косы-горбуши. Интересное направление — сбор архитектурных деталей (городчатый и круглый лемех, конек-охлупень и др.).
Так, в конце минувшего года в лабораторном корпусе ФИЦКИА УрО РАН открылась выставка-хранение «Русский Север: народная культура Поморья». В экспозиции 46 предметов, в основном это компактные предметы крестьянского быта, расположенные по тематическим разделам в витринах. Нынешняя выставка —продолжение более раннего проекта — фотовыставки «Культурное наследие Русского Севера: Кимжа, Варзуга, Онежское Поморье», где представлены фото сотрудников центра и работы фотохудожника Николая Чеснокова. Ранее фотовыставка демонстрировалась в Архангельском краеведческом музее и городской библиотеке им. Б.В. Шергина. Живые памятники и артефакты материальной культуры — залог поддержания и преемственности традиций и памяти поколений. Открытые экспозиции позволяют популяризировать традиционную культуру для всех посетителей исследовательского центра. Фундаментальное знание всегда насыщается эмпирическими материалами, но ничего так не поддерживает интерес исследователя и посетителя, как непрерывный контакт с аутентичной средой Русского Севера.
Алексей УСОВ,
кандидат культурологии, старший научный сотрудник научного центра традиционной культуры и музейных практик
ФИЦКИА УрО РАН
На снимках:
Вверху — на открытии выставки: доктор культурологии А.Б. Пермиловская, младший научный сотрудник аспирант Алена Герасимова, кандидат культурологии Алексей Усов. Фото Ю. Колосовой.
В центре — архитектурно-декоративные элементы; внизу — выставка-хранение «Русский Север: народная культура Поморья». Фото А. Усова.
 
Год: 
2025
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9
Абсолютный номер: 
1308
Изменено 13.05.2025 - 17:17


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47