За всю историю газеты «Наука Урала», издающейся с 1980 года (в октябре ей исполнится 45 лет, и вы держите в руках 1308-й номер), в ней опубликованы десятки материалов о Великой Отечественной войне, вкладе в разгром фашизма уральских ученых, и это неотъемлемая часть летописи Великой Победы, в которой есть и строки от сотрудников нашей редакции. Но был среди них сотрудник, приближавший Победу лично, на полях сражений. Всего один, зато какой! Это Анатолий Андреевич Грахов, наш дядя Толя, легенда оперативного фотодела. Вспомнить его жизнь и труды, еще раз показать его работы на этих страницах в эти майские дни — самое время.
Родился он 27 июня 1923 года в удмуртском селе Грахово (оттуда и фамилия) в крестьянской семье. Отец его Андрей Андреевич в Гражданскую воевал в конармии Буденного и потерял руку — в бою ему отрубили кисть, и врачи, спасая жизнь, сделали ампутацию по локоть. При этом мама Антонида Яковлевна родила и растила одиннадцать детей, получила орден «Мать-героиня». В такой геройской семье сидеть на родительской шее было немыслимо — пахал Анатолий с детства, а с 16 лет, когда семья уже переехала в Красноярский край, начал зарабатывать: сначала в милиции, а перед войной, влюбившись в чудо фотографии, стал фотографом промысловой артели. Однако сорок первый год надолго отложил общение с чудом: стране больше нужны были другие специалисты. И Анатолий пошел по системе фабрично-заводского образования в железнодорожное училище на стрелочника, хотя рвался на фронт, где уже воевали старшие братья, но туда с ростом в 143 см и весом в 43 кг сразу не взяли. Между прочим, в том же училище на станции Базилиха, в 20 километрах от получившей позже широкую известность деревни Овсянка, обучался на составителя поездов ее уроженец, будущий знаменитый писатель Виктор Астафьев. Как рассказывал дядя Толя, «в столовке встречались, на занятиях, в футбол резались, сдавали нормы ГТО и на ворошиловского стрелка» (здесь и далее — фрагменты его опубликованных интервью и устных рассказов). А потом оба, имея бронь железнодорожников (Грахову, например, предлагали продолжить учебу на дежурного по станции, но он предпочел ускоренные курсы училища связи, после которых стал младшим лейтенантом), добровольцами ушли воевать. И через много лет, уже заслуженными фронтовиками, высокими мастерами своего дела снова встретились в Овсянке, вспомнили боевую молодость.
Анатолий Андреевич воевал с 1943 по 1945 год на Калининском фронте, командовал взводом связистов, форсировал Западную Двину. Вот лишь один эпизод того времени из его уст: «…Немец отступил, однако реку держит под прицелом. Приказ по стрелковым частям: форсировать реку. А нам, связистам, в первую очередь — установить связь с левым и правым берегом. Сапоги, шинель, автомат, катушки с кабелем. Как преодолеть черную глубину? Я оглянулся, окинул взглядом луговину. Вижу несколько уцелевших стогов соломы и копешек сена. Вдвоем с командиром отделения обвязываем копну кабелем. Туго обвязываем и — в воду. Прячемся за сеном, гребем к противоположному берегу. Все! И от пули убереглись, и связь установлена! Выручил отцовский опыт, он нас с братьями многому обучил… Подвиг не подвиг, но две звезды упали на меня, одна — на погон, другая — на гимнастерку, орден Красной Звезды…». Подобных эпизодов за два года было немало, но этот, похоже, самый показательный: тут и крестьянская смекалка, и офицерская смелость, и достойная награда. О наградах, впрочем, как говорил дядя Толя, вспоминая об этом, в процессе боевой работы никто не думал: «дело бы сделать и выжить». И неизменно добавлял о часто мелькавшей мысли: «Вот бы кто нас фотографировал в эти моменты…».
До Берлина он не дошел, как ни мечтал — в феврале 1945-го под Кенигсбергом был тяжело ранен, лечился в госпиталях Перми и Свердловска, потом служил в Харбине, демобилизовался только в 1947-м. И, наконец, вернулся к любимой фотографии — уже на всю жизнь. В том же году в газете «Уральский рабочий» был опубликован его первый фоторепортаж — с уборки урожая в Бисертском районе. Причем делался он почти по-фронтовому, что подтверждает такая запись рассказа об этом автора: «Чтобы все успеть в ближайший номер, заскакиваю на товарняк в расчете, что на нужной станции он притормозит. А поезд продолжает мчаться! Я прыгаю на ходу и... ломаю ногу! Звоню председателю колхоза, прошу заехать за мной. Мы садимся в его тарантас и за шесть километров едем на поля. Делаю снимки, а потом говорю: теперь можно и в больницу. Там я нашел рентгеновский кабинет, проявил пленку, а потом одна барышня согласилась по пути завезти мои фотографии в газету. Успел».
И в целом в профессии он успел столько, сколько не успели, при всем к ним уважении, многие его именитые коллеги. Работоспособность его зашкаливала, о чем свидетельствует такой факт: в 1955 году, когда Грахов был принят стажером в Телеграфное агентство Советского Союза, знаменитое ТАСС, из 100 присланных им в первый же месяц снимков 35 пошли в печать. В современном одноименном агентстве говорят, что этот рекорд производительности и качества никем не побит до сих пор.

Конечно, делая репортерскую работу в 1950–1980-е годы, он руководствовался официальной идеологией: в определенных ракурсах снимал образцовые поля и передовые животноводческие комплексы, металлургические и машиностроительные цеха, строящиеся городские кварталы, транспортные магистрали, но на этих снимках — атмосфера советского позитива, который имел место не только «в верхах», но и «на местах», и это наша реальная история. А созданная Анатолием Граховым портретная галерея вообще тянет на эпохальную — даже если назвать лишь некоторых ее персонажей. Среди них Пьер Ришар и Никита Хрущев, Аркадий Райкин и Фидель Кастро, Иосип Броз Тито и Евгений Евтушенко, Муслим Магомаев и Эрик Хоннекер, Борис Ельцин и Джавахарлал Неру, Индира Ганди и Чингиз Айтматов… Из менее известных, но не менее выразительных лиц-образов от дяди Толи меня, например, всегда поражала безымянная католическая монахиня с изображением Че Гевары на груди, запечатленная им на Кубе, — ярчайший символ своего времени, соединявшего несоединимое.

После почти четверти века бесперебойной работы в ТАСС под постоянным девизом из песни военного корреспондента «Жив ты или помер — главное, чтоб в номер…» (автор текста — Константин Симонов) Анатолий Андреевич, формально став пенсионером, по приглашению председателя Уральского научного центра Академии наук СССР академика Сергея Васильевича Вонсовского пришел в недавно созданную академиком газету «Наука Урала». Казалось бы, тихая гавань после ежесуточного репортерского труда без выходных и тысяч километров дорог разного качества. Но не тут-то было! Его энергии, если не сказать трудоголизму, мог позавидовать любой молодой сотрудник. Когда в 1994-м году я пришел в газету в качестве ответственного секретаря, мне было 33, а дяде Толе — за 60 с обременением последствиями фронтовых ран. При этом только намекнешь ему, бывало, что, мол, надо сходить туда-то и снять то-то — максимум через полсуток несет снимки. Свежие, только из ванночки с закрепителем и сухие. Ни про какие файлы и мэйлы он знать не знал и слышать не желал. И все время просил, а то и требовал новых заданий. Таких работников теперь практически нет.
Фотолетопись научного Урала немыслима без снимков Грахова. На них — и академики, и лаборанты, и опять же заводские цеха с внедренными разработками ученых. Наследие Анатолия Андреевича — это шесть изданных альбомов, один из которых так и называется: «Наука Урала». Это его «Фотобиография» — книга, бережно собранная и замечательно прокомментированная моим предшественником на редакторском посту Аркадием Застырцем. Ее фрагменты выставлены на сайте «Город фотографии» по ссылке
https://photoekb.ru/?p=806, они доступны любому пользователю интернета, как и множество «именных» снимков Грахова, его выставки, записи бесед с ним. Но далеко не только все это. На самом деле высшая оценка труда фотографа (как, впрочем, и писателя, и журналиста, художника) — когда его работа, хотя бы одна, становится народной, конкретное авторство ее делается третьестепенным, если вообще существенным.

И такая работа у Анатолия Андреевича есть: фотография ветерана-инвалида, припавшего к Вечному огню. Она давно уже «сама по себе» ходит по страницам газет, книг, сайтам сети и никого не оставляет равнодушным. Она стала одним из символов величия и трагизма Великой войны, ее страшной жестокости и стойкости человеческого духа.
…Однажды к круглой дате я написал заметку о Грахове и назвал ее «Фото — Граф». Дядя Толя не то что бы обиделся, но был сильно недоволен заголовком: «Не было графьёв среди Граховых и не будет!» «Но как же вас лучше всего называть, как вы себя ощущаете?» — устыженный, спросил я. И он, подумав, ответил: «Наверное, все-таки связистом… Связным…» «Связным поколений?» «Похоже!» — кивнул Анатолий Андреевич.
То есть заголовок над этим текстом он заранее одобрил. И таким Анатолий Андреевич и останется — для нас и для поколений за нами.
Андрей ПОНИЗОВКИН