Skip to Content

Вернисаж

И ФИЗИКИ, И ЛИРИКИ

12 апреля, в День космонавтики, новый научно-лабораторный корпус Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения РАН в Архангельске расширил функционал, став не только храмом науки, но и искусства: в здании открылась выставка «Все начинается с мечты». В экспозиции были представлены живопись и вышивка, созданные руками сотрудников учреждения. 
В 1959 году поэт Борис Слуцкий написал стихотворение «Физики и лирики», ставшее катализатором полемики о людях науки и искусства. О том, кто более нужен и кто более важен. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что личность ученого способна умещать обе стихии: разум требует четких научных данных, а душа — прекрасного.
Безусловно, все сотрудники Лаверовского центра знают своего коллегу Сергея Звягина (на фото справа вверху), уважаемого художника-мариниста, яхтсмена и философа, чья идея мозаичного панно «Архангельск — первый морской порт России» воплощена перед входом в Петровский парк к 440-летию столицы Поморья. Но вот о том, что, например, завлабораторией химии растительных биополимеров Мария Гусакова или начальник отдела закупок Ольга Медведева блестяще вышивают, а сейсмолог Наталья Ваганова (в центре слева с дочерью Любовью) и микробиолог Наталья Неверова (справа внизу) пишут маслом и акрилом на холсте — в курсе были далеко не все.

Год: 
2024
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1289
Изменено 16.05.2024 - 17:15

ВЕРШИНА АЙСБЕРГА

1 мая в Санкт-Петербурге открылась персональная фотовыставка Сергея Новикова, посвященная 300-летию РАН и организованная совместно издательством «Людовик» и Единым общественным пространством «СреДА!» при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия». Издатель Виктор Радзиевский рассказал о совместной работе, о том, как создавался бренд «Портрет интеллекта», о том, что каждый представленный портрет сошел в этот зал со страниц альбомов (все 76 снимков были опубликованы во втором томе юбилейного издания, которое мы представляли в «НУ» № 8 за этот год). Сергей Новиков в кратком вступительном слове отметил, что выставка — лишь вершина айсберга: в год 300-летия РАН он был готов представить и 300 портретов ученых, но такого зала не нашлось… Затем он провел авторскую экскурсию: возле каждого портрета кратко рассказывал о его герое и истории создания снимка. На фоне обнаженного кирпича стен портреты предстали перед посетителями не парадной фиксацией внешности, а живым, неформальным рассказом о великих, но порою очень непростых людях и их судьбах, схваченных в конкретное мгновение объективом камеры.

Год: 
2024
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1289
Изменено 16.05.2024 - 17:08

ХРОНОЛОГИЯ ПРИРОДЫ И СУДЬБЫ

В Екатеринбурге в Музее природы Урала с декабря прошлого года экспонируется выставка «Кольца жизни», посвященная 90-летию со дня рождения доктора биологических наук Степана Шиятова (1933–2021). Степан Григорьевич — легенда природоведения, основатель уральской школы дендрохронологии (от греческих корней «дерево», «время» и «учение»), важнейшей части общероссийской и мировой одноименной школы.
Уроженец башкирской деревни, выпускник лесотехнического вуза, поработав в лесном хозяйстве, он поступил в аспирантуру к будущему академику Павлу Горчаковскому в тогдашний Институт биологии Уральского филиала АН СССР, впоследствии ставший Институтом экологии растений и животных УрО РАН, и прошел там путь от мэнээса до заведующего созданной им лаборатории, оставив огромное научное наследие и множество учеников. Эти благодарные ученики вместе с музейщиками и собрали замечательную выставку, интересную не только узким специалистам и биографам выдающихся ученых. Личные вещи исследователя и путешественника, полевые инструменты и фотографии, образцы, привезенные из экспедиций, органично встроены в общую картину вектора познания, который вел ученого вглубь веков и оттуда — в будущее. Коротко и понятно объяснено содержание этого вектора: методы дендрохронологии позволяют определять даты образования древесных колец и анализировать информацию о событиях и процессах в прошлом, записанной в годичных слоях сохранившихся с древности (чаще в вечной мерзлоте) стволов. По следам нарушений в кольцах можно восстановить годы пожаров, заморозков, ветровалов, лавин, массового размножения насекомых, крупных извержений вулканов, сверхмощных солнечных вспышек и других катаклизмов, а по ширине прироста колец и другим параметрам — воссоздать историю климата, что сегодня крайне актуально. Тут же — наглядные примеры: микроснимок «древесного» следа одного из самых мощных за последние 10 тысяч лет вулканических извержений 5 282 года назад (вулкан Кикаи, Японские острова), вызвавшего похолодание в Северном полушарии, фотография под микроскопом керна дерева, пережившего Кыштымскую радиационную аварию в Челябинской области (1957) с «выпавшими» годичными кольцами, наконец, кривая климатических изменений за несколько тысячелетий, показывающая: наша планета уже переживала перемены, сходные с сегодняшними. Степан Шиятов с учениками активно сотрудничал с археологами, помогая разгадывать, казалось бы, неразрешимые загадки. В 1997 году в Салехарде был обнаружен древний могильник, датировать который «на глаз» никак не удавалось. Дендрохронологи установили точную дату — 1282 год. Такое сотрудничество получило активное продолжение и развивается по всей стране.

Год: 
2024
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1289
Изменено 16.05.2024 - 16:52

ПТИЦЫ, ЗВЕРИ И ДРУГИЕ

В главном корпусе Института экологии растений УрО РАН до конца марта экспонируется выставка «Птицы, звери и гады» работ В.К. Рябицева, ранее представленная в галерее «ПоЛе» в здании Свердловской киностудии. Напомним, что Вадим Константинович Рябицев – известный орнитолог, доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экологии птиц и наземных беспозвоночных ИЭРиЖ УрО РАН и замечательный художник-анималист, автор любимых орнитологами и бёрдвотчерами (наблюдателями-любителями) определителей птиц Урала, Приуралья и Сибири, ставшими уже классическими. В этой экспозиции есть изображения не только птиц, но и змей, лягушек, млекопитающих, например, колонка, летучей мыши, и даже собак. Также на выставке можно увидеть книжные иллюстрации и рисунки углем, создававшиеся не только для определителей, Красных книг разных регионов, но просто для души. Все это выполнено предельно точно, в полном соответствии с природной натурой, и одновременно очень красиво, впечатляюще эстетически. 

Год: 
2024
Месяц: 
март
Номер выпуска: 
6
Абсолютный номер: 
1286
Изменено 27.03.2024 - 16:43

РИСУЮТ БОТАНИКИ

16 февраля в Институте экологии растений и животных УрО РАН под эгидой Екатеринбургского отделения Русского ботанического общества открылась первая выставка ботанического рисунка сотрудников института и Ботанического сада. На выставке представлены подробные изображения растений и грибов. Это легкая акварель и графика. Авторы работ — сотрудники института кандидаты биологических наук Ю.В. Городилова, М.А. Полежаева, О.С. Ширяева, С.Э. Питерских и сотрудник Ботанического сада УрО РАН доктор биологических наук М.С. Князев — занимаются рисованием помимо своей основной работы, ведь штатных художников-натуралистов сейчас уже нет, однако направление по-прежнему очень востребовано.
Институт — не галерея, но посетить выставку все же можно: в рабочие дни, кроме среды, с 15 до 18 часов, предварительно договорившись о посещении с Ольгой Васильевной Ерохиной по тел. +79022606696.

Год: 
2022
Месяц: 
март
Номер выпуска: 
6
Абсолютный номер: 
1247
Изменено 14.03.2022 - 18:12

ДИРИЖЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В декабре прошлого года у большого друга нашей редакции, фотохудожника Сергея Новикова состоялись открытия сразу двух портретных галерей: в Южно-Уральском и в Челябинском педагогическом университетах. Верный своей теме, Сергей Григорьевич представил заинтересованному зрителю профессоров этих вузов. Сегодня мы предлагаем читателям «НУ» портреты со второй из них и (в сокращении) статью об этом событии.
Я видел подобные галереи черно-белых репортажных портретов профессоров в библиотеке МГУ им. Ломоносова, в ЮУрГУ, в ЧГИК, в академических институтах РАН. Но такую впечатляющую сравнивать не с чем: Сергей Новиков больше года во время занятий снимал своих бывших педагогов и однокашников, которые стали профессорами. Он делал подарок «на века» в знак благодарности к альма-матер. Здесь он стал личностью. Здесь Сергей Новиков получал уроки фотографии и уроки жизни от великого фотомастера Юрия Леонидовича Теуша, которого называли душой и двигателем всемирно известного клуба фотолюбителей — Челябинского городского фотоклуба.
Сегодня Сергей чуть ли не единственный в мире фотохудожник, который уже тридцать лет, каждый день снимает людей науки: черно-белые репортажные портреты академиков и профессоров. Сам по себе жанр портрета — самый сложный в фотографии, да и ученый люд не всегда и не для всех красив, негламурен на черно-белом полотне совсем негламурной жизни. Но он неотразим, когда увлечен до самозабвения, задумчив как апостол, неистов как Мефистофель, счастлив, когда находит путь к истине, когда востребован временем, коллегами и учениками, когда любим близкими и родными…
Непросто суметь запечатлеть человека в момент наивысшей психологической кульминации, когда ученый уже не вспоминает о внешности: истина, произнесенная вслух перед жаждущей знаний аудиторией, — дороже красивых портретов. Но вот происходит чудо: профессор, чаще всего, впервые видит себя в зеркале профессиональной фотографии, и… замолкает: так вот я какой на вершине жизни…

Год: 
2018
Месяц: 
январь
Номер выпуска: 
1-2
Абсолютный номер: 
1168
Изменено 25.01.2018 - 13:43

СВЯЗАТЬ РАЗОРВАННОЕ ВРЕМЯ

Этой весной в Москве, в Архиве РАН с успехом прошла фотовыставка «Параллели. Пересечение», где посетители получили возможность оценить и, возможно, сравнить два художественных мира. Vis-a-vis на стенах были представлены портреты работы Бориса Сысоева, запечатлевшего крупнейших деятелей искусства, членов Академии художеств, и Сергея Новикова, все последние годы снимающего корифеев отечественной науки. Помимо идеи сопоставления творческих манер признанных мастеров, явным преимуществом этой экспозиции стала возможность увидеть подлинную элиту общества: людей, каждый из которых наделен особым талантом, даром, интеллектом, недюжинным трудолюбием и потому — настоящим, беспроигрышным человеческим обаянием. Полезно время от времени — хотя бы в качестве зрителя — возвращаться к истинным ценностям жизни и истории, тем более — в образе наших нынешних и недавних современников.
Фотоработы Сергея Григорьевича Новикова во многом определяют лицо нашей газеты и хорошо известны читателям. Некоторые промежуточные итоги его пути подведены в недавно выпущенных петербургским издательством «Людовик» двух альбомах, составивших элегантный и вместе с тем полновесный двухтомник черно-белых фотографий в сопровождении мемуаров, эссе и критических замечаний, охватывающих период с 1970-х годов, начиная с самых первых шагов юного фотографа-любителя. Сегодня мы публикуем некоторые снимки и цитаты из альбомов «Явление лица» (портреты ученых и других известных персон) и «Явление мастера» (начало пути: документальная, репортажная съемка, эксперименты с фотоизображением).

Год: 
2015
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
7-8
Абсолютный номер: 
1116
Изменено 15.04.2015 - 14:36

ЛИКИ ПРИРОДЫ И ЛИЦА НАУКИ

Графика и живопись академика В.И. Бердышева, члена объединения ученых-художников, участника многих выставок, хорошо известны уральскому научному сообществу и не только. Нынешней осенью в Уральском отделении РАН вышли два его новых художественных альбома — «Лик науки», где помещены портреты российских ученых, выполненные тушью, и «Наивная акварель». На создание живописных работ Виталия Ивановича вдохновляет природа — леса, поля, луга, их летнее разноцветье, осенняя яркость, зимняя прозрачность. А начало серии портретов людей науки положил портрет Николая Александровича Семихатова, сделанный к 60-летнему юбилею академика. За ним последовали портреты профессора С.Б. Стечкина, академиков С.В. Вонсовского и Е.Н. Аврорина и многих других. По словам автора, этот итерационный процесс продолжается до сих пор — портретная галерея пополняется все новыми лицами, и все они интересны и узнаваемы.

Год: 
2014
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
20
Абсолютный номер: 
1107
Изменено 31.10.2014 - 16:15

СВЕТ ПИШЕТ — ФОТОГРАФ ЧИТАЕТ…

25 апреля, в разгар неожиданно обрушившегося на Урал мощного снегопада с метелями, в маленьких залах — по существу, комнатах — екатеринбургского Музея фотографии «Дом Метенкова», как говорится, яблоку было негде упасть. Здесь торжественно открылась «Ретроспектива» — выставка работ Сергея Григорьевича Новикова, посвященная 60-летию фотографа.
Читателям нашей газеты, а также самых «статусных» научно-популярных изданий он известен прежде всего как портретист: замечательный психолог (а когда и философ), настоящий «артист», но также и труженик в своем деле. Уже не одно поколение крупнейших отечественных ученых запечатлела его камера. В последние годы «домом» для поистине стильных, но вместе с тем удивительно живых снимков стала серия альбомов «Портрет интеллекта», признанная образцом в своем жанре. Впрочем, образцом в данном случае, возможно, стать было не так уж и сложно, поскольку труд жизни Сергея Новикова уникален: людей умственного труда во все времена снимали мало, причем в основном для «протокола», для «галочки», для «доски почета». Наш же автор снимает, что называется, «для души», в основу своего «подхода к модели» положив искренний интерес к человеку, сочувствие и соучастие. Кстати, с этим связано и мастерство Новикова-рассказчика. Память у него вполне «фотографическая», и о многих (не одном десятке — точно) интереснейших встречах с корифеями Академии он способен рассказать в лицах и красках.

Год: 
2014
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9
Абсолютный номер: 
1098
Изменено 15.05.2014 - 12:16

Искусство как форма единения

В начале ноября в выставочном зале екатеринбургского Дома кино открылась большая выставка творческого объединения «Ученые-художники». Ввиду закрытия Дома ученых — факт сам по себе отрадный, но можно признать и «без скидок» на отсутствие постоянной площадки: объединение не только живет, но и развивается, открывает для себя новые перспективы.
Во-первых, хорошо знакомые по прежним выставкам авторы проявили себя в новом качестве: С. Вотяков показал акварели, по формату, и главное, по глубине содержания выдерживающие «вес» станковой живописи маслом. Таковы «Дорога к храму», «Наш старый двор» и другие — сочетающие эпическую глубину и силу эмоций. С. Морин верен литературно-романтической теме, но все интереснее работает формой и цветовой палитрой. Н. Степанычева, мастер акварельного пейзажа-этюда, успешно осваивает жанр большого натюрморта. Несколько картин, представленных в осенней экспозиции, знакомы по выставкам прошлых лет, но успешно выдерживают испытание временем, например, работы С. Ремпель. Во-вторых, появились и новые имена: Н. Конаровская (декоративно-абстрактные композиции) и художница под псевдонимом Мари Труа (графика тушью). 

Год: 
2013
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
27
Абсолютный номер: 
1089
Изменено 16.11.2013 - 19:05

КАКИМИ ОНИ БЫЛИ, ЧТО УМЕЛИ?..

 

В конце ноября в екатеринбургском Доме ученых открылась фотовыставка «Древние народы Южного Урала: По следам археологических раскопок 2010–2012 гг.». 

Год: 
2012
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
29-30
Абсолютный номер: 
1070
Изменено 11.01.2013 - 13:53

ГРАНИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

А.Тельтевская. Воспоминания о Тобольске

В апреле-мае выставочный зал Дома ученых в Екатеринбурге вновь предоставлен для творческого отчета преподавателям и учащимся кафедры художественного проектирования и теории творчества Уральского государственного горного университета.

Год: 
2012
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
11-12
Абсолютный номер: 
1058
Изменено 17.05.2012 - 14:32

К ЮБИЛЕЮ КОСМИЧЕСКОГО ПОСЛАННИКА

День космонавтики Уральский геологический музей и Уральский центр камня отметили открытием выставки метеоритов — как давно «обосновавшихся» в фондах музея, так и из недавних поступлений. 5 лет назад «НУ» уже рассказывала о выставке такого рода в этих же стенах (см. № 13 за 2007 г.).

Год: 
2012
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1057
Изменено 10.05.2012 - 16:53

Успешный дебют

В екатеринбургском Доме ученых — очередная премьера. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» — так назвала свою первую персональную выставку живописи  Светлана Ремпель, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института химии твердого тела УрО РАН.

Год: 
2012
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1056
Изменено 17.04.2012 - 11:35

ВЕСЕННИЙ ДЕБЮТ

Случайно или нет, но открытие дебютной выставки живописи Анны Смирновой «Прикосновение» почти совпало с календарным началом весны.

Год: 
2012
Месяц: 
март
Номер выпуска: 
6
Абсолютный номер: 
1054
Изменено 22.03.2012 - 17:05
RSS-материал


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47