В Екатеринбурге вышел первый том четырехтомной академической «Истории литературы Урала». Инициатором этого масштабного проекта на стыке филологии и истории был в начале 1980-х годов профессор Уральского госуниверситета И.А. Дергачев, а в наше время его реализации активно способствовал академик В.В. Алексеев, создатель Института истории и археологии УрО РАН.
22 апреля в ИИиА состоялась презентация уникального издания, в котором дан систематический анализ древнего, наименее известного нам периода истории литературы крупнейшего региона России. Как отметил известный литературный критик профессор Уральского федерального университета Л.П. Быков, эта книга о том, как на Урале укоренялось Слово. В коллективном исследовании приняли участие историки и филологи из Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Сургута, Оренбурга, Сыктывкара, Уфы, Ижевска, Санкт-Петербурга.
Книгу и ее авторский коллектив представила главный редактор издания доктор филологических наук Е.К. Созина. Второй главный редактор профессор В.В. Блажес и еще один автор — член-корреспондент РАН Е.К. Ромодановская — не дожили до ее выхода в свет. Работа над «Историей…» длилась около семи лет.
Начало литературы Урала авторы датируют концом XIV в., когда происходили культурное «обживание» края и активная христианизация коренных народов; в этих процессах литература сыграла немалую роль. В книге представлены памятники письменности, посвященные святому Стефану Пермскому, который начал процесс христианизации народа коми, — «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого (конец XIV в.), Вычегодско-Вымская летопись XVI в., ряд повестей XVIII и XIX вв. о Стефане Пермском, а также фольклорные произведения коми. В академической «Истории…» русская литература существует в единстве с национальными художественными традициями живущих на Урале народов — башкир, коми, удмуртов. В одном из разделов книги рассматриваются основные книжные собрания региона — церковно-монастырские и библиотеки заводовладельцев, различные формы русской литературной традиции, складывающейся на Урале: фольклор как ее предтеча и спутник, словесность, книжная традиция.
В «Истории…» отражена литературная деятельность тобольских митрополитов XVII–XVIII вв.: первого архиепископа Сибирского и Тобольского Киприана, Нектария, Симеона, Игнатия Римского-Корсакова, Филофея Лещинского, Иоанна Тобольского (Максимовича), дьяка Саввы Есипова, проанализированы разнообразные летописные традиции Урало-Сибирского региона: Строгановская и Кунгурская летописи, сказания и повести о Ермаке, Ремезовская летопись. Особое внимание уделено анализу житийной традиции и памятников старообрядческой письменности, поскольку именно старообрядцы сыграли очень важную роль в освоении северо-восточных регионов страны.
В «Истории…» впервые подвергаются литературоведческому анализу научно-деловые и эпистолярные сочинения В. де Геннина, документальное наследие В.Н. Татищева. Рассмотрен известный памятник общероссийской словесности XVIII в. — сборник былин и песен Кирши Данилова из Нижнего Тагила, а также книжное собрание одного из тагильских заводовладельцев А.Н. Демидова. В рамках анализа документально-литературного наследия Урала эпохи Просвещения исследуются образы Урала в национальном сознании России и Запада и в этом контексте — мемуарные нарративы, созданные в регионе. Прослеживается развитие литературной жизни на Южном Урале — в Оренбуржье, а также становление художественной традиции в Удмуртии. В книге дан целостный анализ творчества Гавриила Державина, связанного с Уралом, привлекаются его малоизвестные произведения, рассмотрены первые периодические издания — журналы «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», где публиковались П.П. Сумароков, И.И. Бахтин, Н.С. Смирнов, «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная...» Сумарокова, «Исторический журнал» Д.В. Корнильева. Многие произведения впервые вводятся в научный и культурный оборот.