Как известно, лауреатами Нобелевской премии по химии 2019 г. за создание литий-ионных аккумуляторов стали американец Джон Гуденаф, британец Стенли Уиттингхем и японец Акира Йошино. Знаменитая награда присуждалась ученым-электрохимикам не раз. Пожалуй, самым известным нобелевским лауреатом в области электрохимии был шведский физико-химик Сванте Аррениус в знак признания особого значения его теории электролитической диссоциации для развития химии (1903).
Интересно, что 97-летний Джон Гуденаф — самый пожилой человек, когда-либо получавший Нобелевскую премию, — в 1961 г., еще во времена «железного занавеса», посетил Свердловск, где встречался с уральскими учеными, в частности с членом-корреспондентом АН СССР Яковом Шуром, и обсуждал с ними проблемы магнетизма. А в октябре нынешнего года в Институте высокотемпературной электрохимии УрО РАН прошел семинар, где заведующий лабораторией сквозных технологий в распределенной энергетике «ИнЭнерджи» доктор химических наук Д.И. Бронин поделился впечатлениями от встречи с будущим нобелевским лауреатом на одной из международных конференций. Тогда же он заинтересовался этим выдающимся исследователем и собрал интересные факты его биографии и научной деятельности.
Сын известного немецкого историка религии Ирвина Гуденафа, Джон Гуденаф с отличием окончил Йельский университет, где состоял в известном тайном обществе «Череп и кости». Во время Второй мировой войны, в 1941 г., он записался добровольцем на фронт, но взяли его только в 1944-м, после завершения учебы. Он служил метеорологом на Азорских островах, обеспечивая трансатлантический воздушный мост для снабжения армии США в Европе. После демобилизации в 1947 г. вернулся к научной работе и защитил диссертацию по физике в Чикагском университете. В 1970–1980-е гг. ученый возглавлял лабораторию неорганической химии в Оксфорде. Тогда же он предложил использовать кобальтит лития в качестве катода в литий-ионном аккумуляторе. В течение последних 33 лет Джон Гуденаф — профессор Техасского университета в Остине. В 2016 г. он и его коллеги предложили новый вид аккумулятора со стеклянным электролитом, который может превзойти современные литий-ионные аккумуляторы по энергетической емкости, диапазону рабочих температур и безопасности.