Пермские этнологи, работоспособность и продуктивность которых может быть примером для любого научного коллектива, занимаются исследованиями народов, что называется, и вширь, и вглубь: то пристально рассматривают незаметную для простого глаза смену цветов в народном костюме, то отправляются в экспедиции далеко за пределы родного края. О том, как из мелких деталей строится цельное понимание культуры, что делать с исчезающими явлениями прошлого и как предотвращать межэтнические конфликты, корреспондент «НУ» поговорил с директором недавно созданного в составе Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Института гуманитарных исследований и заведующим сектором этнологических исследований его отдела истории, археологии и этнографии членом-корреспондентом Александром Черных.
— Александр Васильевич, вы и ваши коллеги изучаете главным образом Пермский край. Как вы могли бы охарактеризовать этот регион с точки зрения этнологии?
— В первую очередь это территория большого пограничья: здесь встречаются Европа и Азия, леса и степи, проходят важные магистральные и миграционные пути. Во все исторические периоды Пермский край был многонациональным регионом, поэтому здесь большой фронт работы для тех, кто изучает народы, взаимодействие между ними, формы существования этнических общностей и расположенных вдали от метрополий этнокультурных островов. Кроме того, регион отличается конфессиональным многообразием. Православная традиция здесь представлена в двух вариантах: старообрядческом и официальной церкви. Давние традиции имеет в Прикамье ислам. Сохранились и традиционные верования — например, у пермских удмуртов и марийцев.