Характерной чертой всякого успешного проекта является в хорошем смысле слова незавершенность, точнее — изначально в нем заложенная возможность развития, импульс к дальнейшей творческой активности. Таким проектом, если угодно, «продуктом» столько же труда, сколько и авторской инициативы стал четвертый том антологии «Современная уральская поэзия», вышедший в челябинском «Издательстве Марины Волковой» (о нем см. «НУ» №24 за 2018 г.).
Книга стала событием не только для читателей, но и для филологов. Теперь поэзия, представленная «в массе» и одновременно в рамках небольшого временного периода (семь последних лет) — объект изучения, интерпретаций, спекуляций, реляций… Это в том числе и первые, еще студенческие, шаги в научной работе. Темы исследователям задают сами стихи — вкупе с актуальной ситуацией в отечественной, да и в мировой литературе.
Одной из таких тем, сформулированной как «Поэт и поэзия в современном обществе», был посвящен круглый стол в екатеринбургском Объединенном музее писателей Урала. Он стал первым мероприятием в рамках поддержанного грантом РНФ исследовательского проекта «Поэт и поэзия в постсовременную эпоху», объединившего коллег из Воронежа, Екатеринбурга, Иваново, Смоленска, Челябинска, Боулдера.
Открыла и вела круглый стол доктор филологических наук Н.В. Барковская (Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина). В дискуссии приняли участие сотрудники сектора истории литературы ИИиА УрО РАН. Первым с докладом «Апология поэзии в современной литературе» выступил руководитель вышеназванного международного проекта доктор филологических наук А.А. Житенев (Воронежский государственный университет, на фото). Прежде всего он напомнил о продолжающемся уже не одно десятилетие кризисе исчерпанности — и данной темы, и, по мнению многих, поэзии вообще. К началу нового тысячелетия не только «поэзия перестала быть зоной престижности» (Д.А. Пригов), но и, по мнению Г. Дашевского, современный поэт стыдится своего звания. Таким образом, нужны новые аргументы, новые пути апологии-оправдания. А.А. Житенев выделил основные «зоны востребованности» сегодняшней поэзии. Во-первых, она востребована там и тогда, где и когда становится голосом социума (поднимает насущные социальные и политические вопросы), во-вторых — в медийном поле (где неизбежны коммерциализация, профанация смыслов и ценностей), в-третьих — в сфере интеллектуальной практики (знаковая для отечественной культуры фигура поэта и философа О. Седаковой). Многие крупные российские поэты столь же успешны в эссеистике, изучая связи поэзии не только с социальным, но и с трансцендентным, с «зонами выпадения в Иное». Суждения о поэзии отказа, саморазрушения, «поэзии без свойств» (А. Скидан) вполне обоснованы, но они же побуждают сегодня искать для нее новые определяющие свойства, качества, признаки.