Ru | En
ПОЭЗИЯ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ
Осень, как известно, — пора наиболее плодотворная для многих творческих натур. Традиционно во многих странах этот сезон щедр на выставки, фестивали, форумы и всевозможные премьеры. Так что вовсе не случайно нынешний октябрь для Екатеринбурга стал месяцем воистину литературным. Сразу же после Книжного фестиваля в Областной публичной библиотеке им. В.Г. Белинского состоялся Фестиваль современной русской поэзии на площадках Дома писателей и Объединенного музея писателей Урала.
Программа фестиваля включала, естественно, множество выступлений местных и приезжих поэтов, а также презентации: московского издательства «Русский Гулливер» (силами одного из его лидеров, поэта и прозаика В.Г. Месяца, начинавшего свою литературную карьеру именно в Екатеринбурге), поэтического раздела журнала «Урал», московской антологии издательства «ОГИ» «Лучшее стихотворение года» (составитель последнего выпуска — поэт и филолог, выпускник УрГУ Олег Дозморов, ныне житель Великобритании и лауреат эмигрантской «Русской премии» за лучшую поэтическую книгу года).Ярким событием стал фестиваль и для уральских филологов — студентов, музейщиков, литературоведов, журнальных критиков. Одним из центральных событий был круглый стол в Доме писателей на тему «Доказательство подлинности. Идентификация и идентичность поэзии: поэзия места и место поэзии в современном мире». В нем приняли участие известный поэт, сотрудник «Литературной газеты» москвичка Марина Кудимова, а также крупнейшие уральские поэты (многие из них одновременно и филологи, умеющие совместить теорию с практикой, увидеть рождение и бытование стихов одновременно «изнутри» и «снаружи») — Юрий Казарин, Евгений Касимов, Вадим Дулепов, Андрей Расторгуев (Екатеринбург), Виталий Кальпиди (Челябинск), Владислав Дрожащих (Пермь). В основном разговор сосредоточился вокруг проблемы отражения географических реалий в стихах, влияния места рождения и проживания поэта на его творчество. Во многом коллеги соглашались друг с другом: художник не может взяться «ниоткуда», всегда можно проследить его истоки, родовые признаки как личности, так и стиля, течения в искусстве, которого он придерживается. «Каждый должен сам для себя решать посредством своих произведений: что это для нас — то место, где мы стоим и которое должно быть как-то нами зафиксировано» — утверждал Е. Касимов. «Сегодня, — заметил В. Кальпиди, — Москва ближе к каждому российскому региону по отдельности, нежели регионы между собой. В то же время провинция составляет культуру, но не представляет ее, уступая столице в уровне развития инфраструктуры». По словам доктора филологии профессора УрФУ Ю. Казарина, «есть на самом деле два человека: человек в контексте общества и человек в контексте природы. И когда попадает в контекст природы — он перестает играть социальную роль. Художник же при этом становится выразителем духовного содержания данного места, причем в конечном счете всегда оказывается, что не мы выбираем место, а место выбирает нас. В то же время существует общая поэтосфера, общий фон культуры, который от наличия в нем, среди прочих, например, уральской литературы — никак не изменится». «В природе поэзии, — вступила в полемику М. Кудимова, — есть топос и есть топоним. Мы переживаем то время, когда стираются все привязки к местности… Поэзия входит в процесс глобализации, и сегодня мне не хотелось бы обманываться: поэзия, замкнутая в местных рамках, — провинциальна, глуха, никому не интересна. Мне кажется, дело не в месте, но — в прорыве из него: ты остаешься ему духовно верен, но пространственно раскрываешь этот мир…». «Очень важно твое место не на земле, но в языке, — отметил В. Дрожащих, — но далее — удача, когда твоя частная мысль совпадает с мыслью того ландшафта, где ты живешь. Существует поэтическая «линза» пространства, где ты находишься, — чтобы с ее помощью выжигать по дереву читательского восприятия». Таким образом мнения разделились — между когортой уральских поэтов и гостьей из Москвы, которая во главу угла ставила универсализм (раньше бы сказали: «космополитизм») творческого мышления и языка.
Но тема осмысления своей принадлежности конкретному месту и времени во всю силу прозвучала и на заключительном мероприятии фестиваля — на презентации недавно изданной в Челябинске энциклопедии «Уральская поэтическая школа». Проект энциклопедии возник на базе вышедших с 1996 г. трех антологий современной поэзии Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Нижнего Тагила и других городов. В новой книге звучат уже не стихи, но автобиографические монологи поэтов разных поколений: традиционные для любой энциклопедии персональные статьи здесь имеют оригинальную структуру: основной объем занимает автобиография и архивные фотографии, предоставленные поэтом, в дополнение — подготовленная коллективом экспертов-филологов его литературоведческая характеристика, из-за предельной краткости — скорее маркировка основных принципов и динамики развития творчества. Кроме того в энциклопедии содержатся сведения о многочисленных литературных — прежде всего неформальных — объединениях и коллективных изданиях, периодике 1970–2010-х гг. Есть сводная хронология событий, но, к сожалению, недостает подробных алфавитных указателей имен и географических объектов.
Выход такой подчеркнуто «личностной» и региональной энциклопедии — событие беспрецедентное и уже замеченное в различных литературных центрах нашей страны. Многолюдная и торжественная презентация в Екатеринбурге была первой, что называется, «задала тон». Интересно, что далеко не все литературоведы, а также поэты признают наличие либо какие-то четкие рамки существования «уральской поэтической школы». Инициатор и глава редакций антологий и энциклопедии Виталий Кальпиди объясняет этот феномен с разных позиций, с разных точек зрения. Представляя свое детище в Екатеринбурге, он начала с того, что школу можно назвать и по-другому: «уральская поэтическая корпорация или уральское поэтическое движение. Отличительная черта здесь — ставка на регион. Оставаясь здесь жить, поэт манкирует биографией и делает ставку на судьбу. …Мы [авторы проекта] представили о каждом персонаже не просто полную, но избыточную информацию, потому что только избыточная информация и запоминается». Заключил же свое приветствие коллегам-поэтам В. Кальпиди так: «Любой человек обречен на поражение, это понятно. Но пока мы окружены речью, наше поражение выглядит неполным». Далее в живом исполнении «героев» энциклопедии звучали стихи. В совокупности точно так же, как и весь свод статей этой книги, стихи прозвучали как портрет времени, нескольких десятков лет — как мы знаем, переломных для страны, сложных, неоднозначных. И весь фестиваль в целом, и множество представленных на нем книг и журналов показали, что поэзия на Урале сильна не только сама по себе — но и в саморефлексии, самоосмыслении, в системе взаимодействия с наукой, культурой, образованием. То есть — с жизнью региона во всем ее многообразии, не только с прошлым, но и с будущим родного языка.
Евгения ИЗВАРИНА
Фото автора
Круглый стол в Доме писателя.
На фото сверху вниз: Вадим Месяц, Юрий Казарин, Владислав Дрожащих, Виталий Кальпиди.