Нынешним летом на полях выставки «Иннопром-2022» было подписано соглашение о создании научно-промышленного кластера двойного назначения по транспортному машиностроению. Задача новорожденного «союза компьютера и станка» — упростить и ускорить производство продукции от лаборатории до серийного производства.
Среди учредителей кластера, кроме оборонщиков и машиностроителей — Уральский федеральный университет и Уральское отделение Российской академии наук (УрО РАН). Импортозамещением уральские ученые занимаются давно и весьма эффективно. Об этом корреспондент агентства «Уралинформбюро» поговорил с главным ученым секретарем УрО РАН, членом-корреспондентом Российской академии наук Алексеем Макаровым (на фото). Предлагаем фрагмент этого интервью.
— Алексей Викторович, научная сфера в России одна из самых закрытых. Многие разработки проходят под грифом «секретно», а те, что лежат в открытом доступе, понятны лишь профессионалам. Каким образом эти открытия и изобретения помогут импортозамещению?
— Начнем с того, что термин «импортозамещение» уже уходит на второй план, сейчас речь идет о технологическом суверенитете. Под импортозамещением часто понимают замену эффективной зарубежной технологии на более простую отечественную, но с более низкими производственными показателями. А вот если мы выходим на полное восстановление характеристик, которые были присущи импортному прототипу, и создаем его полный аналог собственными силами — это уже технологический суверенитет. Сейчас стоит задача не просто «как-то чего-то заместить» или закупить на азиатском рынке, а создать условия для генерации и реализации современных технологий по всей линейке, от научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских (НИОКР) работ до реализации на производстве с использованием современных материалов и технологий.