Ru | En
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ ЭКСПЕРТНОЙ СЕССИИ «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 СЕНТЯБРЯ 2014 Г.)
…Сегодня перед Россией стоит множество вызовов: непрекращающиеся вооруженные конфликты, вытекающая из этого необходимость масштабного перевооружения армии, глобализация экономики и конкуренция на рынке ВТО, Арктика, дальнейшее освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока, техногенные и космические опасности, глобальное изменение климата и многие другие. В этих условиях государство как никогда заинтересовано в опоре на научное знание и в повышении эффективности научных исследований. Для решения поставленных задач важно наладить конструктивный диалог между ФАНО России, научными организациями ФАНО и Российской академией наук, первым шагом к которому стало подписанное 11 сентября 2014 года Соглашение о взаимодействии между РАН и ФАНО. Крайне важны и проводимые ФАНО России экспертные сессии по обсуждению стратегии развития научных организаций.
Сформулированные ФАНО России предложения по структуризации сети подведомственных организаций на основе четырех организационных платформ выходят за рамки академического сектора науки, поскольку Федеральные исследовательские центры (ФИЦ) предполагают интеграцию в их структуру «...организаций, обладающих мощностями для проведения экспериментальных и опытно-внедренческих работ…», а Федеральные научные центры (ФНЦ) предполагают наличие «…развернутой инновационной инфрастуктуры…» и «…тесное взаимодействие с центрами внедрения…», такими как ГНЦ, госкомпании, технологические и индустриальные парки. Таким образом, предлагаемые структурные преобразования с неизбежностью включают секторы отраслевой и университетской науки.Что касается национальных исследовательских институтов (НИИ), которые предлагается сформировать на базе действующих академических институтов, то, во-первых, восприятие термина «национальный» в нашей многонациональной стране в разных ее регионах (например, в Татарстане, Башкортостане, республиках Коми, Удмуртия и т.д.) будет неоднозначным и никак не будет эквивалентным термину «общегосударственный» (как это, к примеру, воспринимается в США). Во-вторых, сегодня научные институты ФАНО относятся к федеральным государственным учреждениям науки, и означает ли это, что в результате перехода к новой организационной платформе мы снижаем их статус от федерального до «национального»?
Немало вопросов возникает и с региональными научными центрами, которые «…должны стать соразмерными участниками территориальных инновационных систем, наряду с вузами и, прежде всего, федеральными университетами». Как этот переход отразится на организационной форме научных организаций, которые войдут в РНЦ? Будет ли этот шаг означать потерю юридической самостоятельности, а также полную или частичную утрату финансовой поддержки данных научных организаций из федерального бюджета?
С учетом того, что предлагаемые структурные преобразования затрагивают ключевые основы организации научной деятельности, включая секторы отраслевой и университетской науки, а также интересы многих субъектов РФ, недопустима спешка с принятием организационных решений без тщательного анализа и всестороннего обсуждения предлагаемых преобразований, в том числе и с учетом итогов первого года реформирования РАН.
Участники экспертной сессии ФАНО рекомендуют:
1. Признать преждевременными действия по реорганизации научных организаций ФАНО России до разработки концепции развития институтов и научных центров, находящихся под научно-методическим руководством РАН, определения ее целей и задач, а также выработки основополагающих принципов и критериев предлагаемых преобразований на основе конструктивного диалога с ФАНО и широкого обсуждения в научных организациях ФАНО, объединенных ученых советах УрО РАН, научных центрах, тематических отделениях, а также согласования с региональными органами власти, с последующим утверждением Президиумом РАН.
2. Просить ФАНО России совместно с РАН обратиться в Правительство РФ с предложением о разработке Стратегии развития науки и технологий Российской Федерации до 2050 года. Подобный опыт разработки дорожной карты развития науки под руководством премьер-министра страны успешно реализован в КНР. После утверждения Стратегии и приоритетных направлений развития науки будет понятно, какие федеральные научные центры и исследовательские институты нужны России.
3. Выработать четкие критерии структуризации институтов с учетом мероприятий Дорожной карты развития науки и технологий Российской Федерации до 2050 года. Провести широкое обсуждение критериев в научных коллективах, утвердить их президиумом РАН и распоряжением Правительства Российской Федерации.
4. Рекомендовать директорам научных организаций ФАНО России, находящихся под научно-методическим руководством РАН, до 10 октября 2014 г. согласовать с руководством Уральского отделения РАН предложения по развитию научной сети академических институтов и структуризации научных организаций.
5. Совершенствовать систему взаимодействия научных учреждений и научных центров ФАНО России с университетами, отраслевыми институтами и высокотехнологичными предприятиями, а также с органами государственной власти регионов с целью более динамичного развития экономики России.
6. Содействовать развитию международного сотрудничества, в том числе в рамках международных обязательств УрО РАН по конкурсам ERA.Net Rus & CRDF.
7. Просить ФАНО изыскать возможность дополнительной поддержки суперкомпьютерного центра «УРАН» Института математики и механики, Центральной библиотеки УрО РАН и других центров коллективного пользования научным оборудованием.
8. Обратить внимание на реализацию мер социальной поддержки:
— необходимость скорейшего преодоления организационных барьеров, связанных с передачей собственности (100 квартир в строящемся доме для молодых ученых от Уральского отделения РАН — учреждениям ФАНО, более 140 квартир, полученных УрО РАН в результате реализации инвестиционных проектов);
— ходатайствовать о выделении дополнительного бюджетного финансирования поликлинике УрО РАН для расширенного объема обследования и лечения сотрудников научных учреждений ФАНО России, не предусмотренных программой обязательного медицинского страхования.