Ru | En
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
В октябре Екатеринбург вновь стал ареной состязания экспозиций, новаций и творческих амбиций — как основное место проведения II Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
В течение месяца в рамках этого международного форума художников, искусствоведов, музейщиков городская публика и, в частности, студенты УрФУ и других вузов получили возможность посетить около трех десятков выставок, спектаклей, кинопоказов, перформансов под общим девизом «Индустрия смыслов». Смыслу происходящего, видимого и воображаемого, текучести и вариативности значений и толкований современное искусство уделяет самое пристальное внимание. «Индустриальный» же оттенок осмысления обусловлен самим местом проведения. Исторически Екатеринбург — это конгломерат производственных предприятий и крупнейший транспортный узел. Этим во многом определяется индивидуальности города — планировка и архитектура, направления развития культуры и образования, психология горожан и т.д.
Следовательно, город, да и регион Среднего Урала должен и как-то «осознавать» свою индустриальную природу и вместе с тем перспективы. Это, в частности, немаловажно для разработки современного имиджа Свердловской области. Поэтому наряду с экспозициями и другими зрелищными мероприятиями немаловажной, и, главное, отличительной чертой биеннале стала так называемая интеллектуальная платформа и плюс к ней — образовательная программа. Начиная с марта 2012 г. уральские и приезжие специалисты вели семинары, дискуссии, лекции, экскурсии (в том числе и для детей) по темам выставок актуального искусства либо работ «производственной» тематики из коллекций музеев и галерей — всего порядка 20 мероприятий в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Верхотурье, Невьянске, Кировграде.
Главным событием в рамках интеллектуальной платформы стал искусствоведческий симпозиум в Уральском Федеральном университете, открывшийся 13 сентября вместе с основной программой биеннале. Его участниками стали искусствоведы, музейные работники, теоретики медиа-технологий из России, Германии, Нидерландов, США, Израиля, Италии, Болгарии.
Открывая симпозиум, первый проректор УрФУ Д.В. Бугров подчеркнул, что в приложении к Екатеринбургу как университетскому городу Индустриальная биеннале «гуманитарную парадигму объединяет с инженерной данностью». Для гостей форума он прочел краткий доклад-обзор «Екатеринбург в поисках завтрашнего дня», охарактеризовав город как крупный финансовый, логистический, торговый, сервисный, научный и образовательный центр, который должен «генерировать события мирового уровня», а также заботиться о новом качестве городской среды. Фестиваль современного искусства как раз и может помочь в осмыслении индивидуальности, конкурентных преимуществ, брендов города и региона: «От биеннале мы ждем прежде всего не рецептов, а постановки проблем и доказательства того, что решение этих проблем возможно».
Первым на пленарном засединии Симпозиума прозвучал доклад немецкого искусствоведа Инке Арнс (на фото) «Почему искусство не делает — и не должно делать — мир менее опасным», посвященный новейшей истории публичных художественных акций, часто фокусирующих в себе настроения в обществе, выражающих политический протест, хотя сами авторы часто и отрицают какую-либо свою идеологическую ангажированность. Искусство, по мнению докладчика, не решает политические проблемы, однако указывает на них, обнажает их. Но одновременно актуальное искусство ищет и подчеркнуто внеидеологические формы самовыражения.
Также в докладах и последующих дискуссиях на симпозиуме обсуждались теория и практика выставочной и музейной деятельности, индустриальная культура, положение и функции искусства в современном мире, различные медийные технологии, новые тенденции в кино.
Безусловно, Индустриальная биеннале стала событием в культурной жизни Екатеринбурга. В то же время показ как новейших инсталляций, так и произведений прошлых лет, связанных с промышленным развитие Урала, сопровождался неоднозначными оценками в прессе, спорами зрителей — следовательно, цель была достигнута: поиск новых смыслов продолжается.
Е. ИЗВАРИНА