Skip to Content

НЕ ВЫПУСКАТЬ ИЗ РУК БУДУЩЕЕ

Уже чуть больше года благодаря налаженному сотрудничеству между УрО РАН и администрацией средней общеобразовательной школы №16, расположенной в районе «Академический» Екатеринбурга, идет работа по возрождению Малой академии наук. Научные сотрудники Отделения читают для школьников элективные курсы по математике, физике, химии, биологии, истории и другим дисциплинам. Также для учащихся регулярно организуются экскурсии в академические институты.
Школа располагается в глубине района, недалеко от пересечения улиц Вильгельма де Геннина и Павла Шаманова, в современном четырехэтажном здании, которое идеально вписывается в архитектурный стиль района. Собственно, это не просто школа, а скорее многофункциональный учебный комплекс с просторными классами, большим конференц-залом и научной библиотекой. Недавно я побывал на одном из дополнительных занятий, организованных в рамках возрождения традиций Малой академии. В начале марта урок для школьников проводила старший научный сотрудник Института математики и механики УрО РАН кандидат физико-математических наук Н.В. Маслова. Она рассказывала ребятам о возникновении теории групп и некоторых аспектах ее применения. Тему эту Наталья Владимировна представила не просто как процесс накопления научных знаний, но как историю научного соперничества отдельных личностей. Звучали имена Николло Тартальи, Джероламо Кардано, Нильса Абеля и Эвариста Галуа, на доске то и дело появлялись формулы — перед старшеклассниками предстала область знания, которая далеко выходит за пределы школьной программы. «Для понимания некоторых моментов ребятам, безусловно, требуются определенные усилия. Но в целом задачу показать на реальных примерах, как появляются на свет новые математические знания, зарождаются целые разделы математики, я думаю, решить удалось», — пояснила Наталья Владимировна после проведенного урока. 
Надо признать, что живой интерес к излагаемому материалу проявили не все школьники. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе в старших классах Е.В. Сапожникова считает, что ситуация вполне объяснима. «Дети зачастую не слишком ответственно подходят к своему образованию. Да и сейчас возраст у них такой, когда на первом месте стоит общение со сверстниками», — сказала Евгения Владимировна, добавив, что проект возрождения Малой академии наук высокого оценивается администрацией школы, педагогами и родителями. Несмотря на издержки возраста, уже сформировалась группа учеников, пусть пока и небольшая, которые регулярно ходят на дополнительные занятия и всегда пользуются возможностью увидеть «закулисье» науки, посещая с экскурсиями лаборатории институтов и непосредственно наблюдая за работой ученых.
Такое участие в воспитании подрастающего поколения позволяет УрО РАН планомерно расширять сферу своего присутствия в «Академическом», укреплять уже имеющиеся связи с этим районом Екатеринбурга. Напомним, в восьмидесятые годы прошлого века была идея создать на этой территории уральский академгородок с соответствующей социальной инфраструктурой. Инициатором проекта был первый председатель УрО РАН академик Г.А. Месяц. Поначалу казалось, что идея близка к воплощению в реальность: были возведены здания для нескольких академических институтов и инновационного центра, построены жилые дома, микрорайон соединили транспортным сообщением с центральной частью города. Но экономические трудности, возникшие в девяностые годы, помешали реализации этого замысла в полном объеме. Сегодняшнее руководство Отделения прилагает усилия, чтобы продолжить расширение островка науки в этом районе Екатеринбурга, о чем «НУ» неоднократно писала.
Взаимодействие со школой в районе «Академический» — еще и часть общей стратегии, которая планомерно реализуется на всей территории Отделения. О промежуточных итогах этой работы 14 марта на заседании президиума УрО РАН рассказала начальник управления научных исследований, кандидат химических наук О.А. Кузнецова. Стоит напомнить, что в семидесятые годы прошлого века практически при всех филиалах и отделениях АН СССР были созданы малые академии с целью знакомства старшеклассников с наукой и помощи им в выборе будущей профессии. К сожалению, большинство из них к середине девяностых исчезли. Одна из немногих сохранившихся — Малая академия наук при Коми научном центре УрО РАН в Сыктывкаре. Она была основана еще в 1965 году и по сей день продолжает активно действовать. Ребята обучаются на геологическом, биологическом, физиологическом, физико-математическом, химическом, медицинском и историческом отделениях. По окончании каждый выпускник получает диплом. В Архангельском, Оренбургском, Челябинском, Удмуртском и Пермском научных центрах, где традиция была прервана, предприняты определенные усилия по ее воссозданию. Ученые проводят теоретические и практические занятия для школьников, выступают экспертами и консультантами научно-исследовательских работ старшеклассников, участвуют в проведении муниципальных и региональных этапов школьных олимпиад по различным предметам. Так, сотрудники Института физиологии природных адаптаций Архангельского НЦ УрО РАН курируют профильный медико-биологический класс в одной из школ Архангельска. В Институте экологических проблем Севера того же научного центра существует целый научно-образовательный музей. С 2009 года на базе этого института также проходят Северные детские чтения, в которых участвует более 200 учащихся из Архангельска, Москвы и Вологды. Пермский НЦ УрО РАН заключил соглашение с гимназией №11 им. С.П. Дягилева о реализации совместных образовательных программ. Отдел геоэкологии Оренбургского НЦ УрО РАН проводит для школьников мероприятия по профориентации, устраивает экскурсии на сейсмостанции, а сотрудники Института степи принимают акивное участие в областной конференции учащихся «Интеллектуалы ХХI века». Уровень, достигнутый в Коми научном центре, для перечисленных регионов пока отдаленная перспектива, но планка уже задана. Особого внимания заслуживает действующая при Институте математики и механики УрО РАН собственная очно-заочная школа, руководит которой Е.В. Сидорова. Учащиеся 6–11 классов, успешно сдавшие вступительные испытания, имеют возможность углубить свои познания в математике и информатике, подготовиться к поступлению в вузы. За 24 года обучение прошли больше тысячи школьников, половине из них удалось успешно выдержать выпускные экзамены и получить дипломы. Школа постепенно становится кузницей научной кадров: 9 сотрудников института и 2 аспиранта — выпускники ОЗШ.
В докладе О.А. Кузнецовой был также очерчен круг проблем, мешающих возрождению малых академий. К сожалению, сотрудников, желающих участвовать в работе со школьниками, не слишком много. «Причина, скорее всего, кроется в том, что у нас отсутствуют механизмы какой-либо мотивации и материального поощрения этой деятельности», — сказала Ольга Александровна. Поэтому первоочередной задачей должно стать изменение отношения к научным сотрудникам, которые идут в школы.
Хочется верить, что названные трудности все-таки будут преодолены, так как регулярные встречи ученых со школьниками не только помогают последним расширить свой кругозор, но в определенном смысле формируют в глазах будущего поколения образ академической науки. А в перспективе это еще и отличная возможность найти и взрастить новые научные кадры. Не случайно эпиграфом к выступлению на президиуме стали слова А. Барбюса: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее…».
Павел КИЕВ
 
 
Год: 
2013
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
10
Абсолютный номер: 
1077
Изменено 22.04.2013 - 17:30


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47