Ru | En
Что есть экономика — игра?
Некоторое время назад в Институте экономики состоялась ежегодная конференция аспирантов и соискателей. Сотрудники кафедры философии УрО РАН называют этот формат общения «экономическим форумом». Конечно, это всего лишь микромодель, активно проходящих в последние годы в стране экономических форумов разных уровней. В предыдущие годы мы обсуждали проблемы инновационного развития, виртуальной экономики в контексте виртуальной реальности, статуса «человека экономического» в условиях конкуренции и глобализации и др. Согласно традиции, тему очередного форума аспиранты получили от предыдущего набора. Там родилась замечательная идея — «Что есть экономика — игра?». Она и стала темой нынешнего форума. Преемственность «аспирантских поколений» в этот раз проявилась и в том, что на конференции присутствовала А.А. Сиражетдинова (ИЭ), которая обучалась по кафедре философии в 2011 г. Приятно было слышать от нее (уже свободной от сдачи экзамена), что преподаватели кафедры смогли обогатить ее представление о философии. Более 20 человек приняли участие в этом заседании. Но обо всем по порядку.
На конференции обозначились два подхода к пониманию игрового начала в экономике: математический и культурологический. В современной математике, как утверждает экономико-математический словарь, теория игр — это раздел, изучающий так называемые конфликтные ситуации, то есть ситуации, при которых интересы участников противоположны или, во всяком случае, не совпадают. Рассказывают, что ее первооткрыватель Джон Нейман пришел к идеям своей теории, наблюдая за игрой в покер. Так родилась теория игр. Нейман попытался математически описать характерные для капиталистической экономики явления конкуренции.
Математическое направление на конференции было представлено выступлением аспиранта С.В. Кульпина (ИЭ). Что общего у шахмат, карточных игр, войн, переговоров, рыночной конкуренции, аукционов? Все эти ситуации можно описать c помощью теории игр — раздела прикладной математики, ставшей неотъемлемой частью экономической теории. Теория игр позволяет делать достаточно серьезные и значимые предсказания механизмов конкуренции и функционирования рынка, возникновения или краха монополий, способы принятия ими решений в условиях конкурентной борьбы. Математическое моделирование оптимальных решений было предложено ещё в XVIII в. Задачи производства и ценообразования в условиях олигополии, которые стали позже хрестоматийными примерами теории игр, рассматривались в XIX в. А. Курно и Ж. Бертраном. В начале XX в. Э.Ласкер, Э.Цермело, Э.Борель выдвигают идею математической теории конфликта интересов. Первым систематизированным изложением идей и методов теории игр была вышедшая в 1944 году работа Д.Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение». В дальнейшем их идеи были развиты в работах А. Вальдома, Л. Гурвица и Л. Сэвиджа, Дж. Нэша, Т. Шеллинга, Й. Хёйзинги и др. Интерес российских ученых к теории игр возрастает с каждым годом. К ней прибегают экономисты, математики, биологи, физики и т.д., что говорит о ценности данной теории для науки в целом.
Аспирант В.В. Левковский (ИЭ) обратился к теме «Риск в экономике». Он исходил из того, что риск связан с возможностью наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери. Но есть и другая сторона этого явления — предприниматель, идущий на риск, имеет мощный стимул в виде повышенной прибыли. Было выделено 4 основные функции риска в экономике: защитная, аналитическая, инновационная и регулятивная. В рыночной экономике невозможно избежать рисков. Нужно уметь оценивать степень риска и управлять им. Риски можно выявлять различными способами: от сложного вероятностного анализа до чисто интуитивных догадок. При выборе конкретного средства разрешения риска следует исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска.
На форуме больший интерес вызвало культурологическое направление исследований игрового аспекта в экономике. В выступлении аспиранта К.А. Русакова (ИФиП) «Игра как феномен человеческого бытия» было обосновано, что проблематика игры прочно вошла в философский дискурс во многом благодаря постмодернизму. Хотя интерес к игре в истории европейской философии возник на самых ранних этапах ее становления. Своеобразным итогом европейской мысли в понимании феномена игры в ХХ в. явилось фундаментальное исследование Й. Хёйзинги «Homo ludens», где вся человеческая культура в ретроспективе рассматривается сквозь призму игры. Несмотря на то, что игра есть проявление свободы и доступ к игре свободен, игра устанавливает порядок и требует абсолютного порядка. Игра никоим образом не связана с материальным интересом и не может приносить никакой прибыли — ее смысл заключен в ней самой. При этом Хёйзинга обосновывает, каким образом игровые элементы присутствуют во множестве форм неигровой жизни, когда посреди серьезной жизни появляются «островки игрового блаженства». Люди способны обманывать друг друга не только словами, но и поступками, когда, например, «играют в любовь», не ощущая её. Лицемерная неподлинность в словах и поступках часто зовётся «игрой», при этом игра противопоставляется подлинному, истинному.
Аспирант К.В. Лукьянов (ИТФ) в дополнение отметил, что в современной культуре существует две тенденции. С одной стороны, в случае спорта, игра становится все более жесткой в своей серьезности, но при этом продолжает считаться игрой. В другом случае, политика является серьезным занятием, но вырождается в игру.
Заведующий кафедрой философии, доктор философских наук Ю.И. Мирошников напомнил, что всерьез об игровом начале в экономике заговорили представители институционализма. Они стали воспринимать экономические институты как правила игры, а человека и организации, которые он создает — игроками. Ф. Бродель второй том своей фундаментальной работы «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII века» назвал «Игры обмена». Это выражение сделалось крылатым. На взгляд уже упоминавшегося Й. Хейзенги, игровой элемент в экономической сфере возникает гораздо раньше ХХ века, «когда торговля начинает создавать сферы влияния, внутри которых каждый стремится превзойти другого, побыстрее отделаться от конкурента». В Новое Время все чаще с промышленным производством соседствует спортивная сторона. «Процветает стремление к рекордам: самый высокий тоннаж морского судна, синяя лента за самый быстрый трансокеанский рейс». Дух состязательности в сфере материального производства, в жизни коллектива выражается в организации различных форм трудового соревнования. Игра содержит в себе черты идеала человеческой деятельности, она предполагает наличие у человека определенных образцовых качеств. Игра помогает сформировать такие черты, которые оказываются востребованы самой жизнью. В знаменитой работе В. Франклина «Нравственность игры в шахматы» утверждается, что игроки учатся «предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, осмотрительности, осторожности».
На универсальный анализ игры претендует и психологический подход, который представила в своем выступлении «Психологический портрет игрока» аспирантка В.В. Захарова (ИЭ). Психология игрока ярко проявляется в азартных играх. Казино и игорные дома подвергаются резкой критике и неприятию, так как с ними связывают появление т.н. «игорной зависимости». Медики дают следующую классификацию игроков: профессиональные, криминальные, случайные, опытные, «бегущие» и патологические. Например, для «бегущих» игра — это способ убежать от негативных психических состояний. Патологические же игроки разрушают собственную жизнь и жизнь своих близких, но они не в силах противостоять импульсу игры. Достаточно новой формой проявления азарта в России является игра ни бирже. Совершая операции с акциями, фьючерсами или опционами, азартный игрок-трейдер получает удовольствие, но внешне его занятие выглядит солиднее, чем, например, игра на тотализаторе.
Д.М. Ковалева (ИФиП) выступила по теме «Игровые аспекты в политическом процессе». Она отметила, что в современной политической науке понятие игры стали считать самостоятельной научной категорией. Она важна для понимания самой сути политики: ведь игра существует там, где есть элемент интриги. Политическая игра происходит согласно определённым, явно не выраженным правилам, в особой системе координат и действий, на особом языке, а дух обособленности позволяет говорить о «кулуарах» и «коридорах власти». Выделяют 5 основных элементов аппаратных и политических игр: политическое маневрирование, закулисные сговоры, сделки, интриги, аппаратные и кадровые манипуляции. Чрезмерная онтологизация игры стирает границы между игрой и реальностью, и тогда народ из участника политического процесса превращается в «публику».
Неожиданный поворот в дискуссии сделал В.И. Уваров (ИЭ). По его мнению, экономика — это особый мир, и быть вне этого мира просто невозможно. В экономике, как и в игре, есть цель. Но игра — это соревнование или своеобразная борьба, тогда как экономика — это сосуществование. Цель человека в игре — победа, цель в экономике — достойное существование. Из экономики выйти нельзя — из игры можно. В экономике ты просто участник процесса, а в игре, по ее окончании, ты становишься либо победителем, либо проигравшим. Экономика — это живой организм, а ее игры это всего лишь возможные исходы событий, включающие бесконечное число игроков и связей между ними, когда каждый момент может поменять всю цепочку событий.
Пожалуй, больше всего вопросов вызвало сообщение преподавателя кафедры, кандидата исторических наук А.С. Лунькова «Война как игра». С его точки зрения, игра может рассматриваться как модель, которая адекватно описывает войну. А, кроме того, война может быть представлена как разновидность игровой деятельности, наряду с такими основными видами деятельности, как познание и труд. Поскольку война как форма социальной активности не нацелена на получение истины и не создает новых материальных или духовных ценностей, то остается сопоставление ее только с игрой. Подобное понимание войны восходит еще к временам Античности, когда война понималась больше как агон или соревнование между людьми. Эта трактовка войны проходит красной линией в европейской культуре, вплоть до начала ХХ в. и периода первых массовых войн. В современном мире совершенно размыты границы между войной и миром, стерта грань между «игрой» и «реальностью», поэтому война перестает быть только «игрой».
Выступление аспиранта В.В. Разбицкого (ИГД) «Современные тенденции в индустрии компьютерных игр и сфере развлечений в эпоху общества потребления» вызвало не только много вопросов, но и полемику с основными тезисами докладчика. А суть его тезисов заключается в следующем. С 1970-х г. все большую роль в области развлечений получают видеоигры. Создание компьютерных игр прошло большой путь — от любительского увлечения до индустрии, живущей по всем правилам «большого бизнеса». Примерно с 2005 года среди компьютерных игроков стали слышны жалобы на неудовлетворенность качеством современных игр. Главной причиной быстрого разочарования в большинстве современных дорогих игр чаще всего считают ограничение творческой свободы разработчиков требованиями большого бизнеса. Недовольство игроков и некоторых разработчиков привели к неожиданному повороту событий: пришло понимание новой формы взаимодействия создателей и потребителей индустрии развлечений — коллективный сбор пожертвований, называемый в экономике «краудфандинг», когда каждый желающий может начать проект сбора средств на реализацию своей творческой идеи.
Несмотря на обилие выступлений, ни одно из них не было оставлено без вопросов и комментариев присутствовавших. И можно сказать, что предложенная предыдущим набором аспирантов тема игры как составляющей экономической жизни оказалась многомерной и проблемной. Участники форума убедились, что игровые принципы прослеживаются во всех видах культуры: искусстве, философии, правосудии, войне, политике и экономике в том числе.
Н.В. БРЯНИК,
доктор философских наук, профессор
Иллюстрации: вверху — итальянская настольная игра второй половины
XVI в. «Новая прекрасная и приятная игра о бароне»;
внизу — современный вариант игры «Монополия»
Год:
2013
Месяц:
август
Номер выпуска:
19-20
Абсолютный номер:
1084