Skip to Content

ОТКРЫТИЯ ЖДУТ ПОДГОТОВЛЕННЫХ

Разум, однажды расширивший свои границы, 
никогда не вернется в прежние.
А. Эйнштейн
В канун Дня знаний в Центральной научной библиотеке УрО РАН состоялась всероссийская междисциплинарная молодежная научная конференция с международным участием «III Информационная школа молодого ученого», включающая как практические занятия, так и обширную научную программу. «Случайные открытия совершают только подготовленные умы» — эти слова Блеза Паскаля стали одним из девизов конференции, в которой приняли участие более 120 молодых ученых и специалистов из Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Сыктывкара, Архангельска, Новосибирска и Москвы, представители 26 институтов Уральского отделения РАН, Центральной библиотеки, а также 6 вузов Екатеринбурга и Перми. 
В общей сложности на пленарном и девяти секционных заседаниях прошло обсуждение 62 докладов. В пленарном докладе директора ЦНБ УрО РАН, кандидата педагогических наук П.П. Тресковой «Региональный аспект информационного обеспечения науки» рассматривалось состояние информационной поддержки в УрО РАН, реализованные Центральной научной библиотекой проекты и перспективы дальнейшего развития. История становления информационной школы в библиотеке рассматривалась в докладе автора этих строк. Много дополнительных вопросов молодых слушателей вызвал доклад руководителя секции по биологическим наукам, доктора биологических наук Р.М. Хантемирова (ИЭРиЖ УрО РАН) «Как писать статьи, делать доклады, искать научную информацию: советы молодому ученому».
Слушая пленарные доклады руководителей секций, начинающие исследователи познакомились с научными разработками старших коллег — Т.И. Горбуновой (ИОС), Н.С. Кожевниковой (ИХТТ), С.И. Кумкова (ИММ),  Д.В. Волосникова (ИТФ), Е.В. Алексееваой (ИИиА) и др. Перед началом конференции руководители секций рецензировали «молодежные» доклады, высказывали свои критические замечания, принимали решение о возможности их публикации в сборнике докладов конференции. В результате к публикации были приняты 52 статьи. 
В сообщениях их «подопечных» были представлены результаты исследований в различных отраслях естественных, технических и гуманитарных наук. Впервые за время существования «Информационной школы молодого ученого» в связи с большим количеством заявленных докладов были проведены самостоятельные заседания секций по филологическим и экономическим наукам.
Кроме того в рамках школы состоялось 19 практических занятий по 8 темам. Традиционно большинство вопросов прозвучало на занятиях по определению показателей для оценки результативности деятельности ученого по базам данных: Web of Science, РИНЦ. Также участники познакомились с правилами составления списков литературы к диссертациям и публикациям в соответствии с ГОСТами, учились работе с полнотекстовыми базами данных и с реферативными журналами по отдельным отраслям знания. Свою аудиторию ежегодно собирает практикум «Методы обработки зашумленных экспериментальных данных». Востребованы и новые темы занятий ЦНБ УрО РАН: «Оформление диссертационного исследования и автореферата: ГОСТ Р 7.0.11-2011»,  «Определение индекса УДК для публикации». Проведено две on-line презентации ресурсов: «Как создать свою стратегию публикаций с помощью информационных инструментов Thomson Reuters» (авторы — В.Г. Богоров и Thomson Reuters (США)) и on-line мастер-класс «Сбор лекций по биомедицинским и естественным наукам» (R. Katzir, компания Henry Stewart Talks, Великобритания, Лондон).
Особый интерес научных сотрудников институтов УрО РАН вызвали выступления приглашенных докладчиков секции «Информационно-библиотечное обеспечение науки и инноваций» — представителей издательств и информационных центров, таких как Elsevier (Нидерланды), EBSCO (США), научно-издательский центр ИНФРА-М (Россия). Впервые в работе информационной школы приняли участие разработчики Научной электронной библиотеки (eLIBRARY.RU). В докладе Г.И. Зацмана «SCIENCE INDEX: стратегии роста» прозвучали ответы на многие вопросы научных сотрудников о новых возможностях РИНЦ для авторов, издателей и научных организаций. Также на секции «Информационно-библиотечное обеспечение науки и инноваций» выступили с сообщениями молодые исследователи ЦНБ УрО РАН Т.В. Пирожок, А.С. Павлова, А.И. Кирсанова, М.А. Уласовец, Ю Д. Прокофьева и ГПНТБ СО РАН в Новосибирске (Е.В. Тараканова, Д.А. Дмитриева). 
Впервые на конференции 2013 г. вручались дипломы докладчикам на всех секциях — в номинациях «За инновационную постановку исследовательских задач» и «За актуальность и практическую значимость исследования».  По итогам конференции приняты решения о публикации докладов в сборнике научных трудов конференции и рекомендация научным руководителям уделять больше внимания аспирантам при подготовке докладов. Предложено также проводить «Информационную школу молодого ученого» ежегодно в целях методического обучения каждого поколения молодых исследователей. 
О.А. ОГАНОВА,
ученый секретарь ЦНБ УрО РАН, кандидат педагогических наук
На фото: 
вверху — практическое занятие «Определение показателей для оценки результативности деятельности ученого 
в базах данных 
Web of Science, РИНЦ»; 
в центре — секция гуманитарных наук. Выступает Ю.Г. Никитина (УИИЯЛ УрО РАН, Ижевск); 
внизу — оргкомитет конференции.
 
Год: 
2013
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
25-26
Абсолютный номер: 
1088
Изменено 30.10.2013 - 12:57


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47