Skip to Content

Г.В. ЛЕЙБНИЦ: «НЕИЗВЕСТНАЯ ВЕЛИЧИНА» КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

В конце февраля на кафедре философии ИФиП УрО РАН состоялась 11-я зимняя аспирантская конференция «Г.В. Лейбниц: ученый, философ, организатор науки». Этот выдающийся ученый остается «неизвестным» вопреки неутихающему интересу к его научному и философскому наследию, вопреки разнообразным дискуссиям на конгрессах о его влиянии на дальнейшее развитие науки, вопреки многочисленным работам, посвященным его творчеству. «Неисчерпаемость» Лейбница обусловлена глубиной и актуальностью его идей. Не будучи в забвении, Лейбниц остается загадкой и для современных исследователей.
Главная особенность духовного облика Г.В. Лейбница (1646–1716) — универсализм, понимаемый и как всеобщность, и как способность к компромиссу. В сферу его научных интересов входили математика, физика, философия, история, экономика, языковедение, юриспруденция, изобретательская деятельность, дипломатия и политика. Но Лейбниц — отнюдь не кабинетный ученый. Развитие науки без «живого» общения было, по его мнению, невозможным. Его первоклассные научные результаты — плод интеллектуальных споров, дискуссий, обмена идеями, учебы в рамках личных встреч с передовыми учеными XVI–XVII вв. Одним из первых осознав необходимость перестройки системы коммуникаций в рамках научного сообщества, немецкий ученый приложил гигантские усилия для становления науки как социального института.
В своем докладе О.В. Романова (ИМет) осветила роль Лейбница в институционализации науки. Будучи советником ганноверского герцога, Лейбниц «использовал» свое служебное положение для установления контактов с влиятельными европейскими политиками, увлекая их идеей создания различных научных учреждений. По его мнению, научные общества должны были стать центрами притяжения научных сил, а их основной функцией — формирование развитой сети коммуникаций для установления систематических связей между учеными разных государств. Лейбниц одним из первых высказал мысль о том, что распространение научных знаний является условием и движущей силой общественного прогресса — основополагающая идею эпохи Просвещения. Воспользовавшись примером Англии, Франции и Италии, где уже существовали академии наук и ученые общества, он составил проекты учреждения академий наук в Берлине, Вене, Дрездене, Петербурге, часть которых была реализована.
Универсальный гений Лейбница проявился не только в его организаторской деятельности. В целях содействия превращению научных достижений во всеобщее достояние он задумал создать универсальное средство для беспрепятственного распространения идей в научной среде — «всеобщую характеристику» как язык науки. Лейбниц мечтал о таком языке, который выражал бы не наши представления о вещах, а саму их природу; с помощью языка, непосредственно выражающего мысли, можно было бы максимально упростить обмен идеями. Создание «всеобщей характеристики» позволило бы заменить содержательные рассуждения исчислением на основе арифметики и алгебры. Иными словами, немецкий ученый ставит задачу «математизации» формальной логики. Кроме того, Лейбниц внес вклад в развитие лингвистической мысли и в философию языка. Об этом говорилось в выступлении Л.С. Заварзиной (ИЭ). Немецкий мыслитель воспринимал язык в первую очередь как орудие общества и его связь, отдавая приоритет коммуникативной функции языка. Основные свои выводы и соображения касательно вопросов языка он в диалогической форме изложил в трактате «О словах».М.И. Гомоюнов (ИММ) в своем сообщении рассмотрел роль Лейбница в развитии математических наук. Создание Лейбницем наряду с И. Ньютоном дифференциального и интегрального исчисления стало продолжением его работы над универсальным научным языком. Еще до Лейбница был создан ряд приемов решения классических для дифференциального и интегрального исчисления задач: задачи на проведение касательных, отыскание экстремумов, вычисление квадратур и т.д. Однако его предшественники работали в основном с конкретными функциями. В их работах отсутствовал общий метод, не были отчетливо выделены основные понятия анализа и не были установлены их взаимосвязи, не имелось единой и развитой символики. Заслуга Лейбница заключается в том, что он свел частные и разрозненные приемы в единую систему, придумал удобные и общепринятые сейчас обозначения.
Творчество Г.В. Лейбница принадлежит к особому периоду развития науки — Новому времени (XVII–XVIII вв.). В этот период реализацуется схема строительства здания новой науки, заданная Г. Галилеем, И. Ньютоном, Р. Декартом. Именно на этом этапе наука приобретает современные черты: складывается математическое естествознание, ведущим методом наук о природе становится эксперимент. Формируется механистическая картина мира, в рамках которой природа понимается в виде часового механизма, подчиняющегося универсальным законам. Одна из важнейших установок новоевропейской науки — редукционизм — способствовала рассмотрению сложных явлений природы как простых совокупностей их элементов.
Импульсом к весьма продолжительной и интересной дискуссии послужил вопрос о том, насколько соответствовал Лейбниц своему времени, насколько органично он был «вписан» в идейное пространство классической науки. А.В. Ушаков (ИФМ) в своем сообщении подчеркнул, что мировоззрение Г.В. Лейбница формировалось в полемике с ведущими учеными и научными направлениями Нового времени. Однако его нельзя назвать «классиком» в буквальном смысле этого слова: в то время как его оппоненты отбрасывали аристотелевско-схоластические представления о природе, заменив их теорией бесконечного однородного пространства, заполненного материальными корпускулами, движущимися по законам механики, Лейбниц писал, что «большая часть того, что говорит Аристотель о материи, форме, природе, месте, бесконечном, времени, движении, совершенно достоверна и доказана…». Если Г. Галилей, Р. Декарт и И. Ньютон видели основу естествознания в математике, Лейбниц отстаивал мнение, что важнейшей инстанцией в деле познания природы является философия (метафизика). Конечно, он не отрицал значения математики, но считал, что познать сущность природных вещей способна только философия. Будучи религиозным человеком и имея собственные взгляды на роль Бога во Вселенной, Лейбниц полагал, что представление о Вселенной как часовом механизме, требующем периодического завода, умаляет совершенство Бога. В споре с Р. Декартом и его последователями, рассматривавшими природу как мертвый механизм, немецкий ученый отстаивал убеждение, что при сотворении природы Бог наделил ее внутренней способностью к действию, активностью, внутренней силой. Иными словами, немецкий мыслитель предпринял грандиозную попытку синтеза достижений античной, средневековой и новоевропейской науки; попытку создания системы, примиряющей противоречия.
Идеи Лейбница в области естественных наук были настолько глубоки, что их значимость в полной мере начала осознаваться лишь в период кризиса классического естествознания и формирования неклассической науки. В физике Лейбниц предложил исторически первую формулировку закона сохранения энергии (у Лейбница — закон сохранения живых сил) и высказал идею о превращении одних видов энергии в другие. Данный закон, продемонстрировавший наличие всеобщих связей в природе, был экспериментально подтвержден только в 40-е гг. XIX в. Бурное развитие наук о живой природе в XVIII и XIX вв. выявило несостоятельность механистической концепции Р. Декарта о животном как машине и актуализировало представления Лейбница, согласно которому природа не является мертвым механизмом, а ее сущность составляют живая сила, жизнь и деятельность. В эпоху господства механистической картины мира с ее понятиями абсолютного пространства и времени немецкий ученый развивает релятивистское учение об относительности пространства, времени и движения.
Выдающейся заслугой Лейбница является разработка и логическое обоснование идеи развития, которая была чужда XVII столетию и только к концу XVIII — началу XIX в. стала приобретать сторонников в научной среде. Значительно опередив свою эпоху, Лейбниц развивал учение об эволюции, сформулировал идею о всеобщей связи всего сущего и пришел к выводу об органическом родстве всех живых существ и об их связи с неорганической природой. В противоположность редукционистским взглядам большинства своих коллег, Лейбниц отстаивает приоритет целостного подхода к изучению природы (принцип холизма). О работах немецкого ученого в этом направлении рассказала В.В. Озорнина (Ботанический сад). Созданная Лейбницем теория непрерывности была применена им как к индивидуальному развитию, так и к истории всего рода живых существ. Вся природа есть непрерывная лестница существ: от неорганических к простейшим одноклеточным организмам, от них — к растениям, далее — к примитивным животным, от них — ко все более сложным и, наконец, — к человеку. Концепция непрерывности вносила в живую природу идею развития и открывала перспективы для создания теоретического фундамента биологических наук.
Исследования Лейбница в области математических и естественных наук были тесно связаны с его философским учением. Формируя свою философскую систему, Лейбниц стремился к интеграции традиционной философии с новой философией и наукой. Он неустанно подчеркивал, что философия играет позитивную роль в научных исследованиях, так как формулирует фундаментальные принципы, позволяющие понимать логику строения природы. К ним относятся: принцип достаточного основания, принцип высочайшего совершенства, принцип максимума и минимума и др. Предмет метафизики — умопостигаемая реальность, поэтому она более всех наук пригодна для постижения сущности природы. Сущность философии немецкого мыслителя была изложена в выступлении А.К. Душечкиной (ИЭ). Ключевое понятие его философии — понятие монады. Все бытие (и физический, и духовный мир) состоит из монад. Монады — это простые и неделимые нематериальные субстанции (единицы), обладающие неким уровнем психической организации и находящиеся между собой в отношении согласованности (предустановленной гармонии). Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена Богом, когда он избрал для существования данный из возможных миров.
В своем сообщении В.В. Юрак (ИЭ) осветила очередную грань научных интересов Г.В. Лейбница: политико-правовое учение. Различая естественное и позитивное право, Лейбниц под естественным правом имеет в виду разумный и справедливый порядок, который постигается человеческим разумом в божественно предустановленной гармонии мироздания. Первооснова права (как естественного права) — это разумная природа вещей, а человеческое право устанавливается по воле государственных властей, которые при этом должны руководствоваться требованиями естественного права. Лейбниц трактовал происхождение права и государства как реализацию начал божественно предустановленной гармонии.
Закрывая конференцию, и.о. заведующего кафедрой философии кандидат исторических наук А.С. Луньков отметил, что обсуждение значимых проблем истории и философии науки на ежегодных аспирантских конференциях направлено на выявление многогранности и глубины феномена науки, преодоление устойчивых стереотипов, связанных с пониманием сущности того или иного этапа развития научного знания. Наука Нового времени, как правило, ассоциируется с возникновением математического естествознания, с экспериментальным методом, с механистической картиной мира. Но этот этап развития науки, как и любой другой, не одномерен, не лежит в плоскости какой-либо одной господствующей теории, а включает в себя альтернативные идеи. Погружение в пространство философского исследования, в котором нет последнего слова, позволяет увидеть за абсолютностью и однозначностью многомерность, смысловую насыщенность, неисчерпаемость эпохи.
С.В. ТОКМЯНИНА,
кандидат исторических наук, ст. преподаватель
кафедры философии ИФиП УрО РАН

Год: 
2014
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
7-8
Абсолютный номер: 
1097
Изменено 24.04.2014 - 12:22


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47