Ru | En
СВЕТ ПИШЕТ — ФОТОГРАФ ЧИТАЕТ…
25 апреля, в разгар неожиданно обрушившегося на Урал мощного снегопада с метелями, в маленьких залах — по существу, комнатах — екатеринбургского Музея фотографии «Дом Метенкова», как говорится, яблоку было негде упасть. Здесь торжественно открылась «Ретроспектива» — выставка работ Сергея Григорьевича Новикова, посвященная 60-летию фотографа.
Читателям нашей газеты, а также самых «статусных» научно-популярных изданий он известен прежде всего как портретист: замечательный психолог (а когда и философ), настоящий «артист», но также и труженик в своем деле. Уже не одно поколение крупнейших отечественных ученых запечатлела его камера. В последние годы «домом» для поистине стильных, но вместе с тем удивительно живых снимков стала серия альбомов «Портрет интеллекта», признанная образцом в своем жанре. Впрочем, образцом в данном случае, возможно, стать было не так уж и сложно, поскольку труд жизни Сергея Новикова уникален: людей умственного труда во все времена снимали мало, причем в основном для «протокола», для «галочки», для «доски почета». Наш же автор снимает, что называется, «для души», в основу своего «подхода к модели» положив искренний интерес к человеку, сочувствие и соучастие. Кстати, с этим связано и мастерство Новикова-рассказчика. Память у него вполне «фотографическая», и о многих (не одном десятке — точно) интереснейших встречах с корифеями Академии он способен рассказать в лицах и красках.Черно-белая фотография красок в прямом смысле слова как будто бы лишена. Но хорошая черно-белая фотография, генетически связанная с классикой этого искусства, «работает» по-другому. Если это портрет, то внешность, характер, биографию, судьбу (а может быть, и будущее?) человека здесь «пишет» сам свет, синтез движения света и движения «модели», внешнего и внутреннего, мгновенного — и вневременного… На выставке «Ретроспектива» портретам был посвящен лишь один зал, и посетители (в том числе и родные, друзья, многолетние знакомые) получили возможность узнать, как видит, чувствует и мыслит Сергей Новиков — человека (в непостановочном кадре, в деревенской среде, наедине с природой), пейзаж, «жизнь» предметов, животных и птиц, природных стихий… Везде он — Мастер, точно совмещающий интуицию и владение «инструментом». Сам часто повторяет — да это и видно на каждом снимке — что любит снимать «живое» и о «живых», счастлив поймать в кадр психологически острую ситуацию, раскрыть с помощью фотографии философский подтекст бытия. Потому и не стареют его работы чуть ли не 30-летней давности, потому рецензенты в один голос подчеркивают незаурядность личностного вклада фотографа в свою работу.
На вернисаже в «Доме Метенкова» также звучало немало добрых слов. По словам поэта и краеведа Майи Петровны Никулиной, созданная Сергеем Григорьевичем галерея образов ученых — «это поступок, и поступок умного и сильного человека». Уходят люди, стремительно уходят целые эпохи (если задуматься об отношениях науки и государства). Запечатлеть, показать народу достойнейших (и, как правило, скромнейших) людей своего времени — это дорогого стоит. В смысле оскудения самого внимания к подлинным интеллигентам, подвижникам «Россия теряет свое лицо» — грустно подметил давний соратник С. Новикова, соавтор проекта «Портрет интеллекта» издатель Виктор Радзиевский. Поэтому к юбилею друга он подготовил к печати двухтомник фотографий, части которого озаглавлены «Явление лица» и «Явление мастера». Явление, конечно, состоялось не сегодня, но — вернемся к вернисажу — благодаря разнообразной и тщательно подготовленной экспозиции оно заиграло сразу многими гранями. Что, в свою очередь, пользуясь фототерминологией, яснее «проявляет» и будущее мастера, то, что еще не сделано, но — ждет своего часа…
Е. ИЗВАРИНА
Песня грача, 1976;
Аниза из поселка Северный ключ;
Нежность, 1990;
Горин Николай Иванович.