Ru | En
КУРС — НА СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ
В середине мая главный корпус Уральского федерального университета стал площадкой для обсуждения путей реализации государственной стратегии развития приполярного Севера РФ. Здесь проходила научно-практическая конференция «Развитие Арктики и приполярных регионов», участие в которой приняли представители административных структур, фундаментальной, вузовской и отраслевой науки, инженеры, предприниматели в сфере промышленности и различных инфраструктур.
В апреле этого года утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Обширные, но далеко еще не освоенные пространства стали приоритетом, ключом к обеспечению экономической безопасности России, а Урал, в свою очередь, вновь можно назвать «опорным краем», средоточием необходимого для этого научного, производственного и человеческого потенциала. Приветствуя открытие пленарного заседания конференции, заместитель председателя Правительства Свердловской области А.Ю. Петров подчеркнул эту стратегическую роль, напомнив, в частности, что на «Уралмаше» для работы при сверхнизких температурах создана уникальная буровая установка «Арктика», Средний Урал готов поставлять северянам специальные автономные источники тока и т.д. Он призвал возродить в области Совет главных конструкторов для решения важнейших вопросов в сфере инноваций. Приполярная зона — океан, как в прямом, так и в переносном смысле — океан возможностей, океан неразведанных богатств. По словам ректора УрФУ В.А. Кокшарова, «освоение океана начинается на земле — в лабораториях, конструкторских бюро, цехах промышленных предприятий. Со времен первых экспедиций на Камчатку Урал — база для покорения Севера». Заочно участников конференции напутствовал также первый вице-президент Русского географического общества член-корреспондент РАН А.Н. Чилингаров. В рамках форума его участникам, а также студентам УрФУ были презентованы технологическая платформа «Освоение океана» и Международная Арктическая организация APECS. Составляющие северного вектора развития Уральского отделения РАН охарактеризовал в своем пленарном докладе председатель УРО РАН академик Валерий Николаевич Чарушин. До настоящего времени определяющим парадоксом экономики России является то, что 90% территории расположены севернее Транссибирской магистрали, на этих площадях разведаны и добываются огромные запасы сырья (90 % отечественного газа и 80 % нефти мы получаем в условиях вечной мерзлоты). Однако проживает здесь всего 10% населения страны, т.е. недопустимо отстает развитие инфраструктур и социально-бытовых условий. Освоение арктических территорий сегодня не просто один из глобальных вызовов, но вызов номер один. И оно же — «дело тонкое», сопряженное со многими рисками, поскольку данные территории особо чувствительны к антропологическому воздействию. Поэтому необходим постоянный мониторинг — в частности, сейсмической активности, а также загрязнений природной среды.
Из 8 стран-членов Арктического союза Россия имеет самую большую протяженность «соприкосновения» с полярными площадями, но этому первенству явно не соответствует наш экономический потенциал, да и «человеческий капитал» оставляет желать лучшего. Обнадеживает, что в последние годы значительно усилилось внимание Президента, правительства и законодателей к будущему Российского Севера. Вся история Уральского отделения РАН — по сути, это история продвижения на Север. Сегодня совет по реализации программы «Арктика», возглавляемый академиком А.И. Татаркиным, координирует выполнение многочисленных проектов, развивает научно-техническое сотрудничество с промышленниками. Развитию профессиональных связей по самым разным направлениям послужили также Северные социально экономические конгрессы.
Север — индикатор глобальных изменений климата. Свой вклад в изучение этих процессов вносят Институт экологии растений и животных (направление «биология развития и эволюция живых систем»), почвоведы Института биологии Коми НЦ УрО РАН. В ИБ разработаны и успешно используются биотехнологии восстановления загрязненных нефтью почв, ведется постоянный мониторинг биологических ресурсов Ямала. В области новых материалов и технологий весом вклад екатеринбуржцев, пермяков: для работы в условиях Арктики здесь создаются морозоустойчивые азотистые аустенитные стали, сплавы с памятью формы, дефектоскопические устройства (ИФМ), особопрочные полиуретаны для труб (ИТХ), электрохимические источники тока на основе твердооксидных электролитов (ИВТЭ), математическое обеспечение специальных «северных» технологий (ИММ).
Гуманитарии УрО РАН занимаются социально-экономическим прогнозированием развития регионов (Ханты-Мнсийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), изучают природное и культурное наследие этих территорий, не раз результаты работы историков и этнографов использовались для подготовки новых учебников для северян. В Институте философии и права УрО РАН совместно с Законодательным собранием ЯНАО подготовлен сборник научных трудов «Арктические регионы России: проблемы парламентаризма, представительства и региональной идентичности». «В итоге, — подчеркнул В.Н. Чарушин, — все, что делается, делается для человека. В качестве главного нравственного приоритета в основе всех стратегических программ должна сохраняться иерархическая лестница: ресурсы — среда — общество — человек, а также выверенные, научно обоснованные подходы во имя сохранения биосферы Севера».
Магистральные направления освоения Арктики стали предметом и второго пленарного доклада. Вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей доктор технических наук А.В. Сысоев говорил о необходимости, предпосылках и плане создания Уральского полярного транспортного коридора (УПТК), который связал бы индустриальные центры Урала с нефтегазодобывающими предприятиями ХМАО и ЯНАО и портом Сабетта на Обской губе Карского моря. Коридор, включающий водную, автомобильную и железнодорожную составляющие позволит значительно убыстрить, удешевить, обезопасить продвижение самых различных грузов и конечно же ускорит освоение Полярного Урала. В настоящее время разрабатывается комплексный проект, уже обоснована его экономическая эффективность. Кроме прямого обязателен и косвенный (значительно больший) положительный эффект появления такого коридора для развития экономики Урала и Сибири: «Новый путь через Ивдель и Обскую с выходом на Салехард и порт Сабетта сократит расстояние доставки товаров до потребителей на полуострове Ямал более чем в три раза — с 3,5 до 1 тыс. км. Образно говоря, УПТК — это дверь, через которую предприятия промышленного Урала смогут войти на рынки Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и на международные морские линии, что обеспечит резкий подъем всей экономики Уральского федерального округа». Глобальное потепление меняет структуру вечной мерзлоты, следовательно — требует новых строительных технологий и материалов. В этой, как и в других сферах «северного вектора», необходимо развивать частно-государственное партнерство, разрабатывать специальные многолетние программы системного освоения новых территорий и транспортных путей.
Подготовленный к началу конференции сборник материалов включает доклады представителей 23 институтов и подразделений Уральского отделения РАН, Дальневосточного и Сибирского отделений РАН, вузов Урала, Сибири и Северо-Запада, авторов из Екатеринбурга, Архангельска, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, всего — 13 городов России. Тематику работ определили 7 секций, на которых были рассмотрены общие вопросы геополитики и геоэкономики, технологии роботизированных систем в Арктике, проблемы экологии и методология мониторинга состояния природных ресурсов, добывающие, транспортные, и информационные технологии, создание и совершенствование специальных конструкционных материалов, все это — в применении как к природным и промышленным объектам на суше, так и к составляющим Северного морского пути, к акватории Северного ледовитого океана. Главным и отличительным принципом подготовки конференции «Развитие Арктики и приполярных регионов» стала ее нацеленность на практический выход, в данном случае — выдвижение и обсуждение новых проектов продвижения на Север материалов, техники, технологий, взвешенных и научно обоснованных стратегических решений, требования к которым предъявляет сегодня само время.
Е. ИЗВАРИНА
Фото автора