Ведущий научный сотрудник Института горного дела УрО РАН Петр Иванович Тарасов на основе многолетних исследований покорения северной зоны РФ выдвинул и обосновал предложение проводить освоение арктических и прилегающих к ним приполярных территорий методом создания транспортных узлов на основе крупнейших портов, таких как Сабетта, Диксон, Тикси, Певек и т.д. Создание сети «артерий» из автомобильных и железнодорожных путей, которые будут пронизывать всю северную территорию РФ позволит морскому, автомобильному, железнодорожному, речному и воздушному транспорту работать в едином комплексе для скорейшего освоения уже имеющихся и поиска новых месторождений полезных ископаемых. После проведения экономических расчетов было выявлено, что наибольший экономический эффект может быть достигнут при использовании многозвенных поездов на автомобильном и железнодорожном ходу.
П.И. Тарасов — автор разработок карьерного автомобиля с комбинированной энергосиловой установкой, гусеничного самосвала и углубочного комплекса для отработки глубоких горизонтов карьера, карьерного троллейвоза, внутрибортового перегрузочного пункта, подземного автопоезда, многофункциональной буровзрывной установки и других транспортных средств, предназначенных, в основном, для эксплуатации в северных регионах РФ и его коллеги — сотрудники ООО «Уральский дизель-моторный завод» — начальник бюро, кандидат технических наук Е.В. Фефелов и инженер А.Ю. Тихомиров делятся с читателями «Науки Урала» своими предложениями по ускоренному освоению арктических и прилегающих к ним приполярных территорий РФ.
Для полноценного использования северных территорий необходимо комплексное внедрение в различных областях новых технологий. На начальном этапе, в период разведки, когда еще нет отстроенных дорог, можно использовать транспорт на воздушной подушке. Сегодня изготовлены опытно-промышленные образцы, готовые к серийному производству: «Корсар» (3 пассажирских места, грузоподъемность — 300 кг), АСВП «СК-10» (10 пассажирских мест, грузоподъемность — 1000 кг). Эффективность использования предлагаемых АСВП в 7–10 раз дешевле небезопасной вертолетной техники. Также разработан проект постройки грузовых платформ на воздушной подушке грузоподъемностью 30 (ГСПВП-30 с шестью местами для пассажиров) и 60 тонн (ГСПВП-60 — 12 пассажирских мест).
На грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересеченная лесистая местность) нашли свое применение снегоболотоходы. Были проанализированы конструкции как отечественных, так и зарубежных колесных и гусеничных движителей наиболее известных предприятий по созданию снегоболотоходной техники, таких как ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» (ЗЗГТ), ОАО Машиностроительная компания «Витязь» (г. Ишимбай), Шведская фирма Hagglunds Vehicles, ООО «Алтайтрансмаш-сервис», Екатеринбургский завод специализированных машин ЕЗСМ «Континент». Их продукция применима при проведении строительно-монтажных и подготовительных работ, а также в качестве вспомогательной техники для обеспечения функционирования предприятий.
Возможны различные варианты исполнения машин: для перевозки людей, грузовая платформа, аварийно-спасательная, пожарный модуль, буровая установка, телескопическая вышка-подъемник, крановое оборудование, медицинский модуль, пункт технической помощи, транспортер для перевозки длинномерных неделимых грузов, платформа для экскаватора, цистерн и размещения другого технологического оборудования различного назначения.
Проблема беднотоварных удаленных кимберлитовых карьеров заключается в том, что экономически невыгодно строить обогатительные фабрики вблизи месторождений, и лучшим способом в этих условиях является организация доставки необогащенной руды на расстояние 10–200 км до места ее обработки. В связи с этим и предполагается создание «артерий» из автомобильных и железных дорог, которые будут пронизывать всю территорию Якутской алмазоносной провинции.
На автодорогах рекомендуется применять специальные многозвенные автопоезда большой длины и соответственно повышенной грузоподъемности, разрабатываемые НАН Беларуси совместно с Институтом горного дела УрО РАН. На данный момент это одно из самых перспективных направлений развития грузовой, в том числе карьерной, автомобильной техники.
П.И. Тарасов в работе «Обоснование путей развития транспортных средств для освоения северных территорий России» отмечает преимущества полноприводных многозвенных автопоездов по сравнению с одиночными транспортными средствами аналогичной грузоподъемности. Например, автопоезд имеет производительность в 1,5–2 раза выше, увеличение грузоподъемности автопоезда и его производительности по сравнению с одиночными автомобилями не связано с превышением допустимых нагрузок на дорогу, а себестоимость перевозок при их применении снижается на 20–35 %, имеется и много других преимуществ.
Полноценное освоение северных территорий возможно при строительстве и эксплуатации железных дорог. Но предпочтительнее использование предлагаемых «облегченных» железных дорог. Это обусловлено тем, что при эксплуатации обычной железной дороги в условиях Арктики не всегда возможно обеспечить грузооборот, позволяющий эффективно ее использовать. «Облегченный» вид предполагает строительство железной дороги на основе автомобильной, которая возводится с учетом расстояния транспортировки и объема перевозок. Строительство различных сооружений для обычной железной дороги при необходимости может быть перенесено на более поздние сроки либо вообще не потребуется при эксплуатации на временных участках до отдельных месторождений, где возможно использовать автопоезда. Наличие железнодорожных путей к отдельным карьерам необходимо только на период их эксплуатации. Стоимость строительства специальной «облегченной» железной дороги будет значительно ниже ввиду уменьшения материалоемкости и объема работ (рельсы, шпалы, высота полотна и т.д.).
На карте представлена предлагаемая сеть «облегченных» железных дорог, соединяющая одни из самых крупных населенных пунктов Западной Якутии: Якутск — Мирный — Усть-Кут — Удачный — Тикси (или Юрюнг-Хая) и в первую очередь Мирный — Удачный. Порт Тикси — один из наиболее подготовленных для освоения северных территорий Якутии со своей уже готовой инфраструктурой и достаточно большим грузооборотом.
В результате исследований состава пород карьеров было выявлено, что материалы, попутно добываемые при разработке алмазоносных месторождений в Западной Якутии, сосредоточенных в отвалах и достигающих по объему сотен миллионов кубометров, пригодны для использования при строительстве дорог. Это несет не только положительный экономический эффект, но и ведет к снижению негативного влияния работ на окружающую среду, а в будущем этот метод позволит полностью исключить создание отвалов. Материал, вывозимый с карьера, будет доставляться специализированными автопоездами, разработанными в НАН Беларуси, непосредственно к строящемуся участку дороги. Но при этом машиностроителям необходимо дополнительно разработать и внедрить комплексы для разборки отвалов, дробления негабаритов, а также специальные транспортные и погрузочные средства.
Авторами предлагается на базе имеющихся поселений в северных территориях создание транспортных узлов, которые обеспечат прирост сырьевой базы региона, дополнительные рабочие места. Потенциальными партнерами этой программы являются: российская группа алмазодобывающих компаний «АЛРОСА», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Корпорация развития Среднего Урала», ОАО Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный», ОАО «Белорусский автомобильный завод», Институт горного дела УрО РАН, Институт проблем комплексного освоения недр РАН (ИПКОН РАН), Национальная академия наук Беларуси, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), ОАО «Уралгипротранс», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» (ЗЗГТ), ОАО Машиностроительная компания «Витязь» (г. Ишимбай), ООО «Алтайтрансмаш-сервис», Екатеринбургский завод специализированных машин ЕЗСМ «Континент» и другие.