Ru | En
В ДВИЖЕНЬЕ СЛОВО МЫСЛЬ ВЕДЕТ…
Уже почти до половины
Мы понимаем вашу речь.
(А.Решетов)
Речь — в лоне и одновременно кроме речи, слышимой отовсюду. Язык — внутри, но также и помимо родного языка. Непривычное, укорененное в обыденном — тревожащее и провоцирующее… Современная поэзия давно стала фактором движения мысли, культуры, самосознания общества, соответственно — и предметом филологических исследований, пусть и не так давно и не в тех объемах, что соответствовали бы масштабам явления.
В конце сентября по инициативе и стараниями трех университетов — Уральского федерального, Челябинского государственного и Челябинского государственного педагогического — в Екатеринбурге состоялась научная конференция «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы». Участие в ее подготовке организации приняли также Свердловское областное отделение Союза писателей России и Объединенный музей писателей Урала. На одной из его площадок, в музее «Литературная жизнь Урала XX века» состоялось открытие конференции. Коротко предваряя доклады, доктор филологических наук, профессор УрФУ Л.П. Быков напомнил, что «где поэзия — там всегда свобода, причем, свобода, не даруемая извне, а добываемая изнутри», что нисколько не умаляет потребность автора в читателе, в признании, но, что еще не маловажно, в профессиональной критике. Тем более знаменателен факт появления теперь уже значительного корпуса аналитических работ, посвященных истокам, специфике и перспективам современной поэзии в регионе: «Эта встреча нужна пишущим стихи, пишущим о стихах, она нужна читателям, она нужна поэзии».Первоначально центральным предметом обсуждения на конференции предполагалась уральская поэтическая школа — тот «массив» текстов, на основе которого за прошедшие годы в Челябинске, по инициативе и под редакцией поэта и культуролога Виталия Кальпиди в Челябинске были подготовлены и изданы три антологии и энциклопедия. Но поскольку «школа» не стала еще целиком достоянием прошлого, а продолжает развиваться и видоизменяться — на сегодняшний день филологи более уместным посчитали разговор об «Уральском поэтическом движении». Этот термин, в частности, был обоснован в первом на заседании, одном из «магистральных» для всей конференции докладе доктора филологических наук М.В. Загидуллиной (ЧелГУ). Поэтическое движение в ее исследовании «рифмуется»-соотносится с факторами продвижения произведений к читателю. В наши дни, казалось бы, всеподавляющим средством коммуникации в этой сфере стал Интернет. Но он же грозит стать и «могильщиком» тысяч, если не миллионов, авторов и их опусов — огромное количество ежедневно публикуемого априори отвращает читателя от всякого поиска, качественная литература «тонет» в потоке графомании. Выход из положения, по мнению автора — возврат к традиционным формам взаимодействия писателя и читателя, прежде всего, к живому общению, пусть и в небольших сообществах, социальных «стратах». Литературные объединения — лучшая среда для развития и реализации таланта. С течением времени потребность в объединениях и «клубах по интересам» обосновывает и потребность в поэтическом движении, в субкультуре как более высокой ступени диалога: «Поэтическое слово ищет слух, который оно могло бы пронзить», причем — получить отклик в сфере прежде всего чувств, а не мнений или убеждений, поскольку «проявление убеждений или мнений означает конец диалога как такового». Проследив развитие коммуникации автор (издатель) — «потребитель», можно предположить цель, «идеал» — нахождение своего, конкретного читателя стихов, уже — соучастника литературного процесса.
Вторым прозвучал доклад доктора филологических наук Т.Ф. Семьян (ЮУрГУ) «Уральская поэзия как локальный текст», в котором актуальное поэтическое движение рассматривалось в контексте истории и современности региональной литературы в целом. Концепция локального текста, в частности, используется в многолетнем фундаментальном исследовании «История литературы Урала» под руководством доктора филологических наук Е.К. Созиной. Характерной особенностью данного поэтического движения стала традиция учительства (появление практически одновременно в нескольких крупных городах сильных поэтов, взявших на себя и просветительские, организаторские, культуртрегерские функции). Также своеобразной является система взаимосвязей авторов, взаимооценок, отсылок, упоминаний, общего для стихов культурного кода, определенные жанровые предпочтения. Уральская поэтическая школа представляет собой, по выражению докладчика, «единство, состоящее из разного и питаемое разным», поэтому присоединиться к осмыслению этого феномена должны, помимо литературоведов, также психологи, социологи, антропологи и т.д.
Впрочем, междисциплинарный подход уже ощутим в исследованиях, составивших программу сентябрьской конференции. Кроме особенностей поэтики отдельных авторов (Я. Грантса, Ю. Казарина, В. Кальпиди, С. Мокши, Б. Рыжего, и др.), в докладах затрагивались вопросы психологии творчества, мифологизации и автомифологизации, истории и принципов развития литературных объединений. Обсуждались роль и судьба лидера, культуртрегера в провинции, «быт и бытие» поэзии, поэта в Интернете, социальных сетях и, конечно, в условиях большого города, а также, в свою очередь, образ мегаполиса в стихах. Поэтому в итоге и сам Урал, такие города как Екатеринбург, Челябинск, Пермь и Нижний Тагил были заново переосмыслены в контексте литературной хроники недавних и текущих лет.
Одной из особенностей современного поэтического движения на Урале является тесная связь «теории» и «практики»: нередко известные авторы стихов ведут также и научную, преподавательскую работу, выступают как филологи в профессиональном кругу и в печати. В частности, на конференции представили свои доклады молодые поэты Руслан Комадей, Константин Комаров, Юлия Подлубнова, Маргарита Халтурина — рядом со старшими коллегами и учителями: Л.П. Быковым, Н.Л. Быстровым, И.Е. Васильевым (Екатеринбург), Н.Н. Гашевой (Пермь), М.Н. Липовецким (США), Ю.Б. Орлицким (Москва), О.С. Прокофьевой (Нягань) и др. Так «речь» разных поколений, что называется, в режиме реального времени выстраивает разноуровневый и разнонаправленный, и все же единый текст будущей теории и истории новой поэзии на Урале. Сама же конференция задумывалась как дискуссионная площадка для выработки концепции будущей коллективной монографии.
Обычно региональные литературоведческие конференции дополняются экскурсиями, походами на значимые спектакли и т.д. На этот раз в качестве культурной программы «теоретикам» предоставилась возможность услышать «практиков» — одновременно в нескольких образовательных и культурных центрах Екатеринбурга прошли выступления поэтов из разных городов, кроме того состоялась большая презентация издательского проекта «ГУЛ» (Галерея Уральской литературы), в рамках которого в Челябинске, под редакцией В.О. Кальпиди и стараниями «Издательства Марины Волковой», в короткий срок увидели свет и разошлись по личным и общественным библиотекам 30 авторских сборников лучших стихотворений, хронологически охватывающих несколько последних десятилетий. В конце концов, что может поэт предъявить миру? «Слезы, следы осязания, дни, буквы… А больше и нечего» — по выражению недавно ушедшего от нас Евгения Туренко, одного из самых значительных представителей уральской поэтической школы. Последействие и послесловие — дело читателя, хранителя, собирателя и исследователя. Как показала конференция, за ними дело не станет.
Евгения ИЗВАРИНА
На фото А.Баскакова и автора: выступают доктора филологических наук Т.Н. Маркова (ЧГПУ) и Л.П. Быков (УрФУ)