Skip to Content

ДВА КЛЮЧА К ОДНОЙ НАУКЕ

8 декабря в Санкт-Петербурге президент России Владимир Владимирович Путин провел заседание Совета при президенте по науке и образованию, посвященное годовщине преобразований в академическом секторе фундаментальных научных исследований. Совет должен был подвести первые итоги реформ и скорректировать планы следующих этапов.
Во вступительной речи Владимир Владимирович отметил: «... мы прежде всего исходили из того, что России нужна сильная, конкурентоспособная наука, которая может задавать новые направления научной мысли, обеспечивать технологическую независимость и суверенитет страны, работать на повышение качества жизни людей. Именно поэтому были предприняты меры по укреплению исследовательской инфраструктуры, по созданию для наших ученых, научных коллективов современных, конкурентных условий для работы. Объединены интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы наших ведущих академий — Российской академии наук, медицинской и сельхознаук». Он сразу же озвучил свою поддержку предложения президента РАН В.Е. Фортова о продлении моратория на реформирование институтов еще на год и остановился на задачах, стоящих сегодня перед страной в связи с антироссийскими санкциями, коснувшимися в том числе и на передачи современных технологий: «Россия получила мощный импульс к научному и технологическому развитию», причем обещано не снижать объемы финансирования науки. Напомнив о формировании национальной технологической инициативы, которая должна «объединить наших ученых, ведущие вузы, научные центры, проектные команды, наших соотечественников, которые работают в высокотехнологичных отраслях за рубежом», президент РФ просил РАН принять самое активное участие в ее реализации.
По мнению помощника президента А.А. Фурсенко, главным положительным итогом года стало отсутствие плохих новостей: создание ФАНО и перевод под его управление организаций, находившихся в структуре РАН не сказались отрицательно на финансировании академических институтов. Более того, на федеральный баланс было возвращено более шести тысяч «академических» объектов, не учтенных в реестре федерального имущества (речь идет прежде всего о положительном результате изменения принципов учета госимущества). В то же время разграничение функций между РАН и ФАНО еще не завершено, прежде всего из-за недостаточной скоординированности работы двух организаций. В числе несомненных достижений Андрей Александрович отметил, что «система стала более демократичной, и последнее слово (при выборе директоров институтов — ред.), что очень важно, остается за коллективами институтов… решение коллектива института является окончательным и обжалованию не подлежит». Также в числе важнейших достижений отмечена «большая работа по обеспечению реализации полномочий РАН, связанных с осуществлением научного руководства фундаментальными исследованиями в Российской Федерации и экспертной работы». В частности, два регламента уже приняты, шесть согласованы и еще шесть находятся в работе. Среди согласованных — и регламент о подготовке государственного задания, что «позволяет в новый год войти с новыми утвержденными государственными заданиями». Согласовывается пока что и предложенная РАН программа фундаментальных научных исследований на долгосрочный период. Среди проблем, остро стоящих перед наукой, А. Фурсенко отметил как хорошо известную читателям «НУ» проблему передачи жилья молодым ученых, так и формирование приоритетных направлений (по его мнению, список слишком обширен, необходима концентрация на самом важном), а также организацию экспертизы. РАН должна стать государственным экспертным центром — «требование о том, чтобы Академия занималась экспертизой, повышает требования не только к сотрудникам, аппарату Академии наук, но и к членам Академии наук, на которых экспертиза в значительной степени должна быть возложена». Однако сегодня этого еще не произошло.
Президент РАН Владимир Евгеньевич Фортов согласился с оценкой начального этапа реформ, но отметил, что он и в законе был прописан подробно, а вот последующие — куда более туманно, «мутно». Вместе с тем уже есть примеры удачной совместной работы — это прежде всего 42 научные программы президиума РАН и 30 программ отделений, управляемые РАН и финансируемые ФАНО. Запущены четыре отдельные приоритетные программы — Арктика, медицинские науки, математическое моделирование и оборонные исследования. Успешно работает кадровая комиссия Совета при президенте, наращивается прогнозная работа. «В качестве живого примера я бы привел разработку Стратегии развития энергетики до 2030 года, которая была сделана совместно РАН и Минэнерго. Совсем недавно мы закончили вместе с Советом безопасности документ «Основы государственной политики и регионального развития». Таких примеров у нас все больше. Четыре инновационных проекта я вам передал совсем недавно, и они пошли в дело по вашим указаниям», — доложил президенту Владимир Евгеньевич. Успешно идет экспертиза школьных учебников: рабочие группы уже дали заключения на 1446 учебников от 20 издательств. За прошедший год Академия участвовала в разработке и экспертизе более 700 материалов по обращениям администрации президента РФ, правительства страны, Совета безопасности, различных ведомств. Совместно с ФАНО подписано и реализуется более двух десятков масштабных соглашений и проектов с отраслями и регионами, созданы совместные с Минобороны научно-технические центры и лаборатории, впервые введена должность вице-президента РАН по оборонной тематике.
Вместе с тем академик В.Е. Фортов отметил пагубную для реформы отчужденность ученых от управленцев. «Я считаю отсутствие диалога и контакта с учеными одним из серьезных просчетов на начальном этапе реформ, ведь по недавней статистике «Ромир» только 10 процентов ученых страны понимают цель и задачи реформ, понимают, зачем они задуманы и проводятся в таком силовом виде», — заявил он. Второй проблемой он назвал лавинообразное увеличение бюрократии, бумаготворчества и формализма — именно то, от чего хотели освободить ученых, когда реформа только задумывалась. «В четыре-пять раз возросло количество запросов, инструкций, совещаний в виде научной переписки. Она обрушилась на ученых, как лавина, не оставляя времени для творческой работы, убивая инициативу, выталкивая молодежь из науки и в конечном счете подрывая нашу конкурентоспособность».
Однако главной проблемой, по мнению президента РАН, является отсутствие четкого законодательного разделения полномочий между Академией и ФАНО, поэтому граница компетенций «сильно размыта и легко деформируется». Соответственно следует жестко разграничить управление наукой по принципу «двух ключей», как это уже давно сделано для учреждений культуры — Большого театра или Эрмитажа, например. В.Е. Фортов отметил, что «годичный опыт тяжелых реформ ясно показал нам, что, не решив этот принципиальный вопрос, не закрепив законодательно за РАН научную компетенцию, а за ФАНО — административно-хозяйственную, мы просто обречены на пробуксовку и аварию в реформах». В заключение был поднят вопрос об увеличении академических стипендий.
Выступивший следом глава ФАНО М.М. Котюков начал с официальной статистики: «За ФАНО России закреплено 1010 организаций, 732 из которых являются научными организациями. В них работают почти 20 процентов всех российских исследователей, треть из которых являются молодыми учеными. Наши организации используют 10 процентов средств федерального бюджета, направляемых на научные исследования на разных стадиях. И за эти 10 процентов бюджета фактически обеспечивается 60 процентов всего публикационного потока Российской Федерации». За год агентством был проделан значительный объем работ: подготовлена нормативно-правовая база, утверждено около 80% уставов подведомственных организаций, после инвентаризации зарегистрировано порядка 60% имущества. Конечно, это вызвало «бюрократический вал запросов», но есть надежда, что объем административной нагрузки в будущем существенно снизится — для этого запущена программа по информатизации. Уже прошли перевыборы директоров 11 институтов, существенно увеличился набор в аспирантуру. Сформирован научно-координационный совет из представителей РАН и ФАНО, который будет оперативно решать проблемы взаимодействия. И — внимание, дорогие читатели, — «вместе (с РАН — ред.) подготовлена новая система оплаты труда, система оценки результативности деятельности научных организаций, которая должна заработать с 2015 года уже в полном объеме».
В выступлениях членов совета звучали различные мнения и позиции, из которых хотелось бы выделить взвешенные и направленные на перспективу предложения академика Е.М. Примакова, вице-премьера А.В. Дворковича (кстати, именно он произнес выражение «два ключа»), ректора Северного (Арктического) федерального университета Е.В. Кудряшовой.

Полная стенограмма встречи доступна на
официальном сайте
президента РФ: http://www.kremlin.ru/transcripts/47196

 

Год: 
2014
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1110
Изменено 23.12.2014 - 15:51


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47