Ru | En
СВЯЗАТЬ РАЗОРВАННОЕ ВРЕМЯ
Этой весной в Москве, в Архиве РАН с успехом прошла фотовыставка «Параллели. Пересечение», где посетители получили возможность оценить и, возможно, сравнить два художественных мира. Vis-a-vis на стенах были представлены портреты работы Бориса Сысоева, запечатлевшего крупнейших деятелей искусства, членов Академии художеств, и Сергея Новикова, все последние годы снимающего корифеев отечественной науки. Помимо идеи сопоставления творческих манер признанных мастеров, явным преимуществом этой экспозиции стала возможность увидеть подлинную элиту общества: людей, каждый из которых наделен особым талантом, даром, интеллектом, недюжинным трудолюбием и потому — настоящим, беспроигрышным человеческим обаянием. Полезно время от времени — хотя бы в качестве зрителя — возвращаться к истинным ценностям жизни и истории, тем более — в образе наших нынешних и недавних современников.
Фотоработы Сергея Григорьевича Новикова во многом определяют лицо нашей газеты и хорошо известны читателям. Некоторые промежуточные итоги его пути подведены в недавно выпущенных петербургским издательством «Людовик» двух альбомах, составивших элегантный и вместе с тем полновесный двухтомник черно-белых фотографий в сопровождении мемуаров, эссе и критических замечаний, охватывающих период с 1970-х годов, начиная с самых первых шагов юного фотографа-любителя. Сегодня мы публикуем некоторые снимки и цитаты из альбомов «Явление лица» (портреты ученых и других известных персон) и «Явление мастера» (начало пути: документальная, репортажная съемка, эксперименты с фотоизображением).
Евгения ИЗВАРИНА
Расставание. 1979;
Актер Леонид Оболенский. 1991;
Деревенский музыкант. 1982;
Фотография как чудо
«…Результат волшебного взаимодействия света и тени в каждом зримом проявлении окружающего мира».
Владимир Швеммер
«Его интересует суть, ему внятна деталь, в его власти — сделать ее, деталь, максимально убедительной… безупречно увиденная деталь точно обозначает, сколь огромно пространство тайны».
Майя Никулина
«…момент драгоценного откровения…»
Виктор Радзиевский
Ежата. 1977;
Анна Евтихиева. 2013;
Художник Валерий Траугот. 2002;
Больше, чем портрет
«Все внимание сосредоточено не на внешнем, а на глубинном, внутреннем. На неустанной работе мысли и творческом азарте тех, кто взыскует истины. Ее взыскует и фотограф».
Леонид Быков
«…Впечатление не Олимпа, но мира, где и тебе выпали право и честь быть человеком среди людей».
Майя Никулина
«…Это портреты, где можно увидеть многое — и мощь, и характер, и интеллигентность, и простоту, и мудрость таланта».
Даниил Гранин
«…Попытка связать разорванное время и вновь научиться узнавать себя в лицо».
Майя Никулина
«Благодаря С.Г. Новикову ушла в прошлое... эпоха фотографии научного работника на фоне микроскопа...».
Михаил Рощевский
Двое. 2009 (справа — 104-летний академик Сергей Никольский);
Академик Алексей Липанов. 2002;
Сергей Новиков признается:
«…я понял, что диссертацию делать не хочу, мне это неинтересно — хочу быть просто фотографом. И с тех пор ни разу об этом не пожалел, потому что… Ну, надо быть мастером в своем деле — и все».
«Я всегда считал, что эпоху определяют конкретные персонажи, а не абстрактные массы. Люди науки — это люди высокой культуры, люди духа, как говорится. Творческие натуры».
«Я влюбляюсь в каждого, кого фотографирую, и у меня такое ощущение, через камеру как бы начинаю лепить тот образ, который возникает при общении, иногда — в первое же мгновение».
«Я против комплиментарной фотографии, но и против жесткого натурализма… Но попытаться прочитать человека — моя цель».
«Меняется время, меняется человек, появляется новое прочтение. И, в конечном счете, ты делаешь тот портрет…»
«…и ничто не помешало искренности остановленного мгновения…»
«...фотогеничность и красота — в человеческой индивидуальности».
«но лучше всего мне запомнился кадр, который я не сумел сделать».
На фото вверху — портрет Сергея Новикова
работы Анатолия Шулепова