Skip to Content

НЕ ДАТЬ ПОБЕДИТЬ БЮРОКРАТИИ

Как сказал президент РАН академик В.Е. Фортова в интервью «Российской Газете», «...самое трудное в реформе только начинается. Придется совершать шаги, которые скажутся на судьбах многих коллективов и десятков тысяч людей».
И вот начало этим шагам положено. На сайте Министерства образования и науки РФ появились проекты двух документов: «Ключевые тезисы: единые подходы к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в целях развития междисциплинарных научных исследований» и проект приказа МОН «Методические рекомендации по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности».
Авторы первого текста опираются на поручение Президента РФ от 08.12.2014 г. о необходимости наращивания проектов междисциплинарного характера в области фундаментальных исследований. Отмечается, что в рамках существующей системы организаций РАН развитие междисциплинарных исследований невозможно из-за значительных межорганизационных барьеров.
Что же предлагается? «Базовое предложение состоит в необходимости учета сложившейся типологической конфигурации исследований и научных организаций при формировании структур координации в организации планирования и проведения исследований на уровне ассоциированного представительства (обществ, ассоциаций) научных организаций, тяготеющих к одному типу и схожих по характеру проводимых исследований». Рекомендуется создавать известные ассоциации: национальные исследовательские институты (НИИ); федеральные исследовательские центры (ФИЦ); региональные исследовательские центры (РНЦ), ну и аналогичные образования в сфере гуманитарных и технологических областей.Таким образом поутихнувшая было тема структуризации вновь встает в полный рост. Но если этот документ предлагается в качестве тезисов для обсуждения, то второй по мысли его авторов должен обрести статус конкретного приказа МОН. Речь же там идет уже о распределении субсидий (т.е. о деньгах), о структуре институтов и в целом РАН. И во многом повторяется озвученная в прошлом году «Модель структуры институтов РАН», которая вызвала бурные обсуждения в коллективах. Прекрасный анализ этих «методических рекомендаций» дал член Центрального совета профсоюза, научный сотрудник ФИАН Евгений Онищенко в газете «Троицкий вариант» № 8 от 21 апреля 2015 г. в статье «Бюрократическая революция». Вот основные моменты этого анализа.
1. Государственное задание в сфере науки формируется на конкурентной основе (т.е. по конкурсу). Оно формируется по тематикам, установленным учредителем (ФАНО) (директивным тематикам) либо по тематикам, предложенным учреждениями (инициативным тематикам). Учредитель (ФАНО) самостоятельно устанавливает долю финансового обеспечения научных проектов по директивным и инициативным тематикам. Значит, некоторые инициативные тематики (читаем — лаборатории) не будут профинансированы вообще.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых учредителем (ФАНО) на обеспечение проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса, не устанавливается для научных организаций, утративших перспективы развития и отнесенных по итогам оценки результативности к 3-й категории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. То есть такие организации ликвидируются.
2. Все исследователи делятся на ведущих, занимающих постоянные позиции, и временных исследователей. Конкурсный отбор ведущих исследователей предшествует конкурсному отбору научных проектов по инициативным тематикам и осуществляется учредителем (ФАНО).
3. Оплата труда ведущего исследователя должна быть не ниже четырехкратного размера средней заработной платы в соответствующем регионе с установлением так называемых повышающих коэффициентов по соответствующей формуле. Отсюда следует, что даже минимальная зарплата научно-технического персонала при минимальном повышающем коэффициенте в Москве (где средняя з/п сегодня 61 400, по России же — 32 600) должна составить более 90 тысяч руб., ведущего же исследователя — более 240 тыс. руб.
Вроде бы остается только радоваться, если бы не одна «деталь». При нынешней численности РАН для реализации этого замысла необходимо финансирование более чем 200 млрд руб. В настоящее же время объем финансирования госзаданий составляет 61,3 млрд руб., и никакого его увеличения в ближайшие годы не обещают. Выходит, что переход на новую систему формирования госзадания должен привести к сокращению числа исследователей более чем в три раза!
Практически одновременное наложение реформаторских движений: оценка результативности, структуризация, конкурсы проектов государственных заданий, конкурсы ведущих исследователей — создает катастрофический рост нестабильности в учреждениях РАН. И, на наш взгляд, только жесткая реакция снизу может помочь не допустить осуществления бюрократического апокалипсиса. В связи со сложившейся ситуацией Центральный совет профсоюза РАН 22 апреля на своем заседании решил направить в институты РАН обращение к сотрудникам не оставаться равнодушными к своей судьбе.

Председатель Совета профсоюза Уральского отделения РАН
А.И. ДЕРЯГИН

Год: 
2015
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
10-11
Абсолютный номер: 
1118
Изменено 20.05.2015 - 19:00


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47