Skip to Content

КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ?

Педагоги екатеринбургского детского сада Уральского отделения РАН (ДОУ №568) стали инициаторами и организаторами общегородского круглого стола по теме «Развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте». Заседание прошло в конце мая, «обновив» только что оборудованный конференц-зал в новом здании Института электрофизики УрО РАН. Сотрудники института немало сил уделяют просветительской работе в школах, организации ученических конкурсов и конференций. И вот — пришла пора поговорить о еще более юной смене: в чем особенности детского интеллекта и самых ранних этапов развития способностей? Каковы проблемы и вызовы времени в этой сфере?
Острых вопросов оказалось предостаточно: обсуждение было не только многолюдным, но, что гораздо важнее — по-настоящему заинтересованным со всех сторон. «Сторонами» (настроенными, однако, не дискутировать, а скорее поучиться друг у друга) выступили коллеги устроителей круглого стола по дошкольной педагогике и психологии, сотрудники различных образовательных и творческих центров Екатеринбурга, они же, естественно — в качестве родителей, а кроме того — будущие матери, уже сейчас задумывающиеся об оптимальных условиях развития своих детей.
Открыл дискуссию модератор круглого стола, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии Уральского федерального университета, кандидат психологических наук Сергей Юрьевич Киселев. По его убеждению, «очень серьезная, важная и сложная миссия — создание развивающей среды для детей в этом возрасте». Сегодня рост потока информации, а также засилие всевозможных средств коммуникации, гаджетов в повседневной жизни (в том числе и жизни ребенка) означает возрастание всевозможных рисков на пути формирования личности, поведения. Одновременно с этим обостряется необходимость ранней подготовки ребенка к школе, и следует понять, какова нижняя возрастная планка безопасного вмешательства в работу детского интеллекта. Кроме того, в центре внимания — развитие и социализация детей с дефектами, отклонениями в психике, ограниченными возможностями и т.д. Во всех случаях для родителя, педагога, психолога важно, по выражению С.Ю. Киселева, выработать для каждого ребенка «индивидуальную траекторию развития», различать категории, уровни способностей и обучаемости, изучать такой феномен сегодняшнего дня как нежелание детей идти в школу, повсеместное падение способности к сосредоточению на продолжительное время. По результатам групповых исследований, сегодня более половины детей до 7 лет показывают низкий уровень зрительно-моторной координации, вследствие чего они оказываются сразу по нескольким параметрам неготовыми к занятиям в школе. Следовательно, в раннем возрасте необходимо развивать организм комплексно, физически и интеллектуально. Однако не только практики дошкольного воспитания, но и ученые признают, что детская психофизиология еще во многом не изучена, целостной теории в этой области пока не существует. В то же время в ходе круглого стола в порядке аргументации прозвучало немало имен отечественных и зарубежных специалистов, авторов современных методик, популярных в среде как «теоретиков», так и «практиков» дошкольного воспитания.
Одним из неформальных лидеров дискуссии стала Лидия Львовна Васильева, руководитель базирующейся в Екатеринбурге «Школы скорочтения и управления информацией». Она напомнила об источнике многих недостатков образования — низком качестве подготовки педагогов, массе случайных людей в этой сфере. Как раз этот фактор, а не какое-то фатальное снижение интеллекта, обуславливает низкую готовность дошкольников к обучению. Между тем, по убеждению Л.Л. Васильевой, имеющие дело с дошколятами и младшими школьниками должны, прежде всего, знать, физиологию головного мозга, использовать не столько информативный, сколько трансформативный стиль обучения, когда «на выходе» ребенок может применить полученные знания в реальной жизни. Возможно, сегодня требуют пересмотра многие казалось бы незыблемые стереотипы нашей школы — например, продолжительность учебного часа, оценочная система (по выражению выступающей — «11 лет непрерывной стрессовой ситуации»). В то же время, непрерывность образовательного процесса на сегодняшний день — это необходимость, в частности, «непрерывность» как наследование — когда, например, дети (а то и внуки) учатся в той же школе, что и родители.
За круглым столом обсуждались и конкретные методики дополнительного (внешкольного и «внедетсадовского») образования и развития. Таковы, например, центры воспитания на основе традиционной культуры, фольклора, игр, приобщения к началам ремесел, народной песне, танцу. Ребенок здесь получает возможность комплексного умственного и физического развития, но что еще важнее — может почувствовать характерную для традиционной культуры связь человека с природой, глубинную обусловленность домашнего и семейного уклада, и, разумеется, приобщиться к истокам и красоте родного языка. Такие занятия способствуют развитию моторики, слуха, воображения, образного мышления, вообще — творческого начала, заложенного в каждом.
Еще один путь — развитие функций мозга благодаря физическому воспитанию, особым комплексам упражнений и игр. По мнению разработчиков таких курсов (в частности, для детей совместно с родителями), обучение взаимодействию со своим телом — первый этап в обучении взаимодействию с миром, поскольку человек — это единая биоэнергоинформационная система. Физически развитый ребенок, среди прочего, легче овладевает речью, способностями к запоминанию, быстрому переключению и концентрации внимания.
Говорилось также о том, что важно дать ребенку почувствовать себя, «самость», свой стержень, духовную основу, а также способность не терять эту основу в любых обстоятельствах. Собственно о нравственном воспитании за круглым столом практически ничего сказано не было — в повестке дня эта тема не присутствовала как таковая. Однако в заключение обсуждения одна из участниц напомнила: «…и все же главная «методика» — любовь к ребенку. Может быть, вся беда сейчас в том, что в вопросах воспитания родители зачастую себя любят больше, чем ребенка». А ведь что может быть естественнее и крепче изначальной связи матери и ребенка, материнской любви?
По общему мнению, первая — по сути, экспериментальная встреча в таком формате круглого стола получилась и содержательной, и полезной; для обсуждения многих важнейших тем просто не хватило времени. Так, решено было в ближайшем будущем поговорить о проблемах детей с ограниченными возможностями и инклюзивном образовании (равноправном и безболезненном для всех сторон включении таких детей в коллективы детских садов и школ).

Е. ИЗВАРИНА
На фото автора: выступает С.Ю. Киселев; идет заседание круглого стола

 

Год: 
2015
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
12
Абсолютный номер: 
1119
Изменено 08.06.2015 - 16:50


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47