Ru | En
ЭТИКОЙ И ЗАКОНОМ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
30 сентября в Екатеринбурге прошла вторая всероссийская научная конференция с международным участием «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции», организованная Институтом философии и права УрО РАН при поддержке ФАНО России и Уральского отделения Академии. О первой мы уже писали (см. «НУ» №13–14 за июль 2014 г.), напомним только, что это единственное мероприятие подобного рода включенное в государственный план по противодействию коррупции, утвержденный президентским указом. Как отметил председатель программного комитета конференции директор ИФиП, член-корреспондент РАН, член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции В.Н. Руденко, на этот раз число участников увеличилось до 130 человек из 18 регионов страны и 4 зарубежных стран, включая представительную делегацию китайских коллег.
Пленарная сессия состоялась в зале Уставного суда Свердловской области. Вначале были озвучены приветствия от главы Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванова с констатацией, что сегодня в России «уровень коррупции последовательно снижается, люди видят отдачу», полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских и губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева, где отмечено, что именно коррупция сыграла роковую роль в известных событиях на Украине.
Первое пленарное заседание «Институциональный потенциал органов власти в противодействии коррупции» открыл доклад заместителя начальника Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, доктора юридических наук, заслуженного юриста РФ В.И. Михайлова «Основные направления совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Валентин Иванович, в частности, отметил, что екатеринбургские конференции способствуют более глубокому пониманию самого феномена коррупции – прежде всего за счет диалога между учеными и практиками. «Мы стали откровеннее говорить о коррупции и понимать ее глубже, чем несколько лет назад», — отметил докладчик. Он подчеркнул, что государственная политика в этой сфере является системой мер, а не просто набором частных действий. Ключевую роль здесь играет четко выраженное государством и обществом неприятие коррупции, осознание ее как зла. Сегодня, увы, большие группы людей в нашей стране строят свою деятельность с учетом коррупции и тем самым фактически поддерживают ее существование. Тенденция к снижению уровня коррупции есть, но она пока что выражена не явно и не может быть признана устойчивой. Сложилась система антикоррупционных структур, однако все три элемента противодействия — профилактика, уголовно-правовое преследование и минимизация последствий — еще нуждаются в эволюционной «настройке», совершенствовании норм. Буквально накануне Госдума приняла поправку к соответствующему закону, где было скорректировано понятие конфликта интересов — сейчас в закон, помимо «обязательств», входят и «любые личные отношения» (в самом деле, о каких обязательствах чиновника, предположим, перед любовницей может идти речь?). Однако, например, до сих пор не определены законодательно «достаточные основания» для проверки источника доходов. Предстоит еще серьезная гражданско-правовая работа по изъятию имущества коррупционеров в доход государства: нормативная база имеется, но российский менталитет ей сопротивляется. Однако серьезные подвижки уже есть, в частности, показателен такой факт: в прошлом году около 200 человек дали крупные взятки в размере более 1 млн рублей, а затем сообщили об этом правоохранительным органам и сотрудничали со следствием…
Безусловно, изюминкой сессии стал доклад китайских коллег, зачитанный Се Гуанхуэем, заместителем генерального секретаря Китайского комитета народного контроля. Во вступительном слове он подчеркнул, что «в настоящее время и Китай, и Россия находятся на важном этапе возрождения нации. Отношения между двумя странами являются одними из самых лучших межгосударственных отношений. А сотрудничество в борьбе с коррупцией является важным содержанием отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства между нашими странами» (цитируется по розданной копии перевода — А.Я.). В целом логика дискурса доклада выглядит так: все государства переживают периоды подъемов и падений, причем причины последних обычно внутренние, и не в последнюю очередь это коррупция. В Китае КПК является руководящей партией уже в течение длительного времени, и вызовы, стоящие перед ней, — внутренние. После XVIII съезда КПК была выработана стратегия партийного строительства неподкупного аппарата, где ответственность была возложена на партийные комитеты, а контроль — на комиссию по проверке дисциплины. Выработаны «восемь требований» к упорядочиванию стиля работы (сокращение заседаний, упорядочивание визитов за границу, улучшение работы по информационному освещению и т.д.). Предусмотрено обуздание распространения коррупции через решительное «наказание всех разложенцев, не пропускать ни одного, бить и тигра, и муху»: «В 2014 году органы по проверке дисциплины и контролю возбудили 226 тысяч дел, закончили 218 тысяч дел и наказали 232 тысячи человек за нарушение партийной и политической дисциплины». Особую роль играют инспекторские группы ЦК, напрямую подчиненные высшему партийному органу, осуществляющие точечные проверки — «инспекции вокруг отдельного конкретного дела, одного лица, одного подчиненного органа, одной стройки проекта и одного счета специально выделенных средств». Важной частью борьбы с коррупцией является розыск сбежавших за границу преступников и возврат похищенных средств. В результате операции «Небесная сеть» в прошлом году более 500 человек вернулись в страну с повинной. И хотя, безусловно, китайская стратегия специфична именно для условий «социализма с китайским лицом», нельзя не согласиться с товарищем Се: успех в противодействии коррупции возможен прежде всего благодаря политической воле руководства страны.
Президент Европейской ассоциации юридических факультетов, декан факультета права Стамбульского университета (Турция), доктор права, профессор Халук Кабаали оглы в своем докладе представил европейский взгляд на проблему коррупции, связанный с точной юридической квалификацией коррупционных деяний, подчеркнул роль верховенства права, независимости судебных органов, свободы прессы, прозрачности ведения бизнеса.
Заместитель директора департамента административных органов Губернатора Свердловской области С.Н. Манаков представил доклад «Об организации антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Свердловской области», в котором подробно осветил создание региональной системы противодействия коррупции. Здесь акценты были сделаны на системность работы в этом направлении, в том числе на плановость мероприятий и отработку целевых показателей. Важное значение придается просвещению и формированию антикоррупционного сознания уральцев.
Председатель Уставного суда Свердловской области кандидат юридических наук В.Ю. Пантелеев в докладе «Административная реформа как необходимое условие реализации мер по противодействию коррупции» остановился на опыте работы возглавляемого им органа, подчеркнув, что помимо громких хищений есть еще бытовая коррупция, которая непосредственно касается 80% населения региона — к примеру, необоснованное завышение цен в сфере ЖКХ и услуг. Административная реформа, по его мнению, не даст ожидаемых результатов без полного запрета совмещения контрольно-надзорных функций с ведением хозяйственной деятельности. К сожалению, борьба с «тихой» коррупцией ложится зачастую исключительно на Роспотребнадзор, который просто не имеет возможности справиться с такими объемами контроля.
Вторую пленарную сессию «Правовые механизмы выявления, оценки и нейтрализации коррупционных рисков» открыл доклад доктора юридических наук А.В. Винницкого (Уральский государственный юридический университет) «Коррупционные риски в сфере управления публичной собственностью и частном секторе: инструментальный подход к выявлению и оценке». Он остановился на концепции перехода к управлению коррупционными рисками. Идея такова: да, сейчас у государства есть структура контроля и противостояния коррупции. Но ее усилия планово и равномерно «размазаны» по всему госаппарату, тогда как не все звенья государственного управления одинаково коррупциогенны, по предварительной оценке лишь 15% сферы чреваты серьезным общественным вредом. В результате там, где коррупции нет или ее мало, работа поневоле ведется формально, а там, где она есть, ее недостаточно. Необходимо сосредоточиться на наиболее уязвимых участках, ранжировать риски и уже сообразно рискам предлагать схемы противодействия как в правоприменении, так и в нормотворчестве. Коррупция очень многообразна, поэтому универсальные подходы эффективными быть не могут, необходимо заняться структурированием коррупционного поля и начать с наиболее критических, болевых точек.
Доклад Б.Н. Нескородова, доцента Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы«Коррупционные риски в системе публичной власти, проблемы и возможные варианты их решения» поднял проблему социально-психологических качеств личности коррупционера. Автор предложил расширить проверку кандидатов при приеме на госслужбу за счет подключения существующих баз данных — не только сведений о судимости, но и кредитной истории, базы данных ГИБДД и т.д. для создания психологического портрета кандидата. Содержательными были доклады председателя центрального совета общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» В.А. Костромина о роли некоммерческих организаций и их взаимодействии с государственными институтами власти, профессора Н.А. Филипповой (Сургутский госуниверситет) об антикоррупционной экспертизе проектов муниципальных правовых актов, главного редактора журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы» А.Н. Коробкина.
Третьей пленарной сессией конференции стал круглый стол по обсуждению проекта Кодекса этики государственного и муниципального служащего, текст которого был заранее роздан участникам. Живая и конструктивная дискуссия шла не только вокруг предложенного проекта, но обсуждались и последствия принятия подобного нормативного документа, соотношения юридического и этического. В целом участники сошлись на том, что принятие подобных кодексов этики укрепляет корпоративный дух, способствует сплочению государственных служащих и известному противопоставлению их остальному населению страны — при общей положительной оценке этой тенденции. Много внимания было уделено краеугольному понятию конфликта интересов. Однако именно круглый стол явно высветил проблему диалога: было очевидно, что юристы, философы и работники госаппарата все-таки разговаривают на своих собственных языках, не всегда понимая друг друга без дополнительных комментариев. Есть надежда, что нынешняя конференция стала еще одним шагом навстречу друг другу для всех участников.
Темой четвертой — заключительной — пленарной сессиеи конференции стало обсуждение проблем электоральной коррупции. Основные доклады были представлены сотрудниками отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра УрО РАН: докторами политических наук П.В. Пановым и О.Б. Подвинцевым и кандидатом исторических наук В.С. Ковиным. Их выступления наглядно подтвердили тезис о многообразии видов и форм коррупции — в ходе выборов она проявляется настолько своеобразно, что зачастую обсуждение заходило в тупик: коррупция вроде бы и есть, но в чем? Действительно, даже явные нарушения избирательного законодательства в ходе выборов — например, массовый вброс поддельных бюллютеней — с трудом подпадают под коррупционную классификацию. За подобную фальсификацию результата волеизъявления граждан можно по закону наказать председателя участковой избирательной комиссии — но в то же время понятно, что выгоду от такого правонарушения извлекает вовсе не он. Еще проблематичнее ситуация с подкупом избирателей: если власть принадлежит народу, то каждый из нас вправе сам решать, что больше согреет его душу — обещание светлого будущего или «живительные пол-литра» сейчас. Затронуты в обсуждении и темы антикоррупционного просвещения, понимания патриотизма, и проблемы долга государственного служащего. Словом, как подытожил ведущий сессии кандидат философских наук К.В. Киселев «мы попробовали на зуб все истины».
…Понятно, что такая непростая и многообразная — а вдобавок и теоретическая, и практическая одновременно — проблема, как коррупция, не может быть за два года рассмотрена и тем более разрешена усилиями участников одной конференции. По-прежнему не до конца ясно, как именно сочетаются сегодня в отношении коррупции два подхода — «государственный» (коррупция есть нелояльность чиновника работодателю-государству) и «общественный» (коррупция есть корыстное нарушение равенства граждан, т.е. ущемление общественного блага). Однако есть впечатление, что коллективу Института философии и права УрО РАН удалось заложить хороший фундамент будущих исследований в этом направлении.
А. ЯКУБОВСКИЙ
Фото Анны ЯЖУК