Ru | En
ИГРА УМА ОБЕРНУЛАСЬ НОБЕЛЕВКОЙ
В рамках цикла общеинститутских семинаров по экономической теории в Институте экономики УрО РАН состоялась очередная встреча по теме «Теория неполных контрактов: Нобелевская премия по экономике-2016».
С докладом выступил старший преподаватель Уральского государственного экономического университета И.А. Борисов, напомнивший, что Нобелевская премия по экономике 2016 года была присуждена за вклад в изучение теории контрактов Оливеру Харту и Бенгту Хольмстрему, работающим в США. Годом ранее лауреатом стал Ангус Дитон, занимавшийся анализом потребления, благосостояния и бедности. Таким образом второй год подряд премия досталась тем, кто посвятил себя изучению микроэкономики. Причем отмечаемые Нобелевским комитетом теории год от года «опускаются» на самые нижние уровни — теория контрактов рассматривает все возможные соглашения между экономическими субъектами, в том числе и между рядовыми участниками этих процессов.
«Современная экономика скрепляется несчетным количеством контрактов. Новые теоретические инструменты, созданные Хартом и Хольмстремом, весьма ценны для понимания реальных контрактов и институтов, а также для осознания проблем в области составления договоров», — подчеркнуто в сообщении, посвященном лауреатам 2016 года.
Теория контрактов — одна из самых молодых и быстро развивающихся экономических концепций. Она базируется на ключевом предположении неоклассической экономики о рациональном поведении заинтересованных субъектов. При этом рассматриваются ситуации, при которых нарушается представление о том, что информация должна быть симметричной (то есть одинаковой для обеих сторон, подписывающих контракт), а конкуренция — полноценной и открытой.
Теория контрактов объясняет, в частности, как нужно составлять оптимальный договор и какие именно переменные следует в него включать. Особую роль в теории играет концепция неполных контрактов. В ее разработке активно участвовал О. Харт. Модель предполагает существование наблюдаемых, но не верифицируемых переменных. К примеру, стороны видят, что подписание контракта приводит к выигрышу одного из партнеров. Но суд не всегда может принять переменные и определить их вклад в победу или поражение одного из участников, так как эти переменные не всегда можно прописать в контракте (речь идет, допустим, о качестве поставляемых товаров и услуг). В целом концепция неполных контрактов посвящена переговорным позициям игроков, после того как они заключили контракт.
Отмеченная Нобелевской премией-2016 теория включает в себя еще три концепции: неблагоприятного отбора (одна из сторон договора обладает информацией, дающей преимущество), сигналов (до заключения контракта у одной из сторон есть возможность подать сигнал о том, что его подписание может привести к ущербу) и оппортунистического поведения (обе стороны обладают одинаковой информацией к моменту подписания контракта, и рассматривается поведение участников после заключения договора).
В качестве примера можно рассмотреть процедуру формирования системы оплаты труда или заполнения страхового полиса. Концепция неблагоприятного отбора говорит о том, что страховая компания скорее внесет в контракт особые условия для клиентов, подверженных риску: так, для лиц старшего возраста стоимость страхования жизни будет выше. Модель оппортунистического поведения описывает ситуацию уже после оформления полиса, в данном случае то, как человек будет заботиться о своем здоровье после того, как застрахуется.
Обсуждение доклада вылилось в серьезную научную дискуссию. В ней приняли участие заведующий кафедрой экономической теории УрФУ, доктор экономических наук Е.П. Дятел, заместитель заведующего кафедрой политэкономии УрГЭУ, кандидат экономических наук А.А. Илюхин, председатель Совета молодых ученых ИЭ УрО РАН А.В. Трынов, заведующий кафедрой управления персоналом УрГЭУ, кандидат экономических наук А.Ю. Коковихин и другие.
Открывший семинар руководитель Центра экономической теории ИЭ УрО РАН, доктор экономических наук профессор, член-корреспондент РАН Е.В. Попов заметил, что если раньше теория контрактов считалась игрой ума, увлечением эстетов, то сейчас прямо на наших глазах она становится реальным прикладным инструментом, активно использующимся в серьезном бизнесе, при принятии важных управленческих, производственных, социальных и иных решений.
Подготовлено по материалам сайта
www.uiec.ru
Год:
2016
Месяц:
декабрь
Номер выпуска:
23-24
Абсолютный номер:
1148